Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 32577-2013

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

КРАНЫ ПОРТАЛЬНЫЕ

Общие технические требования

Cranes. Portal slewing crane. General technical requirements



МКС 53.020.20

Дата введения 2015-06-01



  Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "РАТТЕ" (ЗАО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 62-П от 03.12.2013)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 934-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32577-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июня 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе ""Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе ""Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Настоящий стандарт устанавливает общие требования, обеспечивающие необходимый уровень безопасности портальных и полупортальных кранов в части обеспечения запасов при проектировании металлоконструкций и механизмов, комплектации средствами для обеспечения безопасности обслуживающего персонала в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях. Требования стандарта ранее не имели отражения в действующих национальных, межгосударственных и международных стандартах. Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к портальным и полупортальным кранам (далее в тексте стандарта используется термины "кран", либо "портальный кран"), предназначенным для производства перегрузочных и монтажных работ.

Для кранов на плавучих сооружениях и буровых платформах (краны оффшорные) необходимо дополнительно учитывать требования к конструкциям и к безопасности, установленные в соответствующих нормативно-технических документах.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1451-77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов

ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов, категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 25546-82 Краны грузоподъемные. Режимы работы

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

ГОСТ 32575.2-2013 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 2. Краны стреловые самоходные

ГОСТ 32575.4-2013 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 4. Краны стреловые

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В данном стандарте используются термины и определения, приведенные в ГОСТ 27555, [1]*, а также следующие:

________________

* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1 кран портальный: Кран стреловой (стрелового типа - по ГОСТ 27555) передвижной, поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.

3.2 кран полупортальный: Кран стреловой передвижной, поворотный на полупортале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.

3.3 кран перегрузочный: Кран, предназначенный для работы с массовыми штучными грузами грейфером, захватным устройством (спредером, магнитом и т.п.) или крюком.

3.4 кран монтажный: Кран, предназначенный для работы с ответственными штучными грузами: для монтажа строительных конструкций, для производства монтажно-сборочных работ при постройке, достройке и ремонте морских и речных судов.

Примечание - монтажные краны имеют более низкие, чем у перегрузочных кранов, скорости механизмов, а механизм подъема может работать с пониженными установочными скоростями. Для них характерна переменная по вылету грузовая характеристика.

3.5 система изменения вылета: Совокупность элементов конструкции крана, включающая:

3.5.1 стреловое устройство (стреловая система): Устройство, предназначенное для перемещения груза по траектории, близкой к горизонтали.

3.5.2 уравновешивающее устройство: Система, состоящая из подвижных и неподвижных противовесов (система уравновешивания).

3.5.3 подвижные противовесы: Система противовесов, предназначенная для уравновешивания собственных масс элементов стрелового устройства и части перемещаемого по горизонтали груза и механически соединенная со стреловым устройством.

3.5.4 неподвижные противовесы: Система противовесов (включая балласт), предназначенная для обеспечения собственной и грузовой устойчивости крана (в дополнение к подвижным противовесам).

3.5.5 механизм изменения вылета: Механизм, предназначенный для перемещения груза по траектории, близкой к горизонтали, посредством качания стрелового устройства.

3.5.6 собственная устойчивость: Способность крана противостоять в нерабочем состоянии (без груза на крюке) опрокидыванию под действием ветровой нагрузки и уклона пути.

3.5.7 грузовая устойчивость: Способность крана противостоять опрокидыванию под влиянием массы действующего на него при работе груза и дополнительных нагрузок (действия ветра, уклона пути и т.п.).

3.5.8 вспомогательные грузоподъемные устройства: Устройства, необходимые для проведения технического обслуживания и ремонта крана (например, тали, кран-балки, домкраты).

     4 Основные положения

4.1 Общие требования

4.1.1 Группы режимов работы кранов в целом и механизмов должны соответствовать требованиям ГОСТ 25546.

4.1.2 Краны должны изготавливаться с учетом климатических факторов внешней среды района эксплуатации по ГОСТ 15150.

4.1.3 Конструкция кранов должна обеспечивать независимость всех движений крана и возможность совмещения рабочих движений в любых сочетаниях. Допускается совмещать движения главного и вспомогательного подъема, при этом суммарный грузовой момент не должен превышать наибольший грузовой момент, соответствующий текущему вылету.

4.1.4 Краны должны быть снабжены системой средств доступа, необходимой для эксплуатации, обслуживания и ремонта всех элементов крана.

4.1.5 Краны должны быть снабжены вспомогательными грузоподъемными устройствами необходимыми для проведения технического обслуживания и ремонта.

4.1.6 Краны должны быть защищены от коррозии. Окраска должна производиться в соответствии с окружающей средой места установки крана.

4.2 Дополнительные требования к перегрузочным кранам

4.2.1 Краны, предназначенные для работы в грейферном режиме, для работы с грузовым магнитом и спредером, должны иметь одинаковую грузоподъемность на всем диапазоне рабочих вылетов.

4.2.2 Краны, предназначенные для работы в грейферном режиме, для работы с грузовым магнитом и спредером, должны быть оборудованы системой уменьшения раскачивания грузозахватного органа.

4.2.3 Краны, предназначенные для работы с электромеханическими грузозахватными органами, должны быть оборудованы системой токоподвода к грузозахватному органу.

4.3 Требования к механизмам кранов

4.3.1 Общие требования

4.3.1.1 В конструкциях соединений элементов кранов (болтовых, шпоночных, зубчатых и др.) должно быть исключено произвольное развинчивание или разъединение.

4.3.1.2 Механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или качание стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.

4.3.1.3 В конструкциях механизмов кранов, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые соединения и другие соединения в соответствии с нормативными документами. Применение сварных узлов и деталей не допускается.

4.3.1.4 У механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы с гидроприводом должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.

4.3.2 Механизмы подъема

4.3.2.1 Механизмы подъема должны быть оборудованы устройствами для предотвращения схода канатов с грузовых барабанов.

4.3.2.2 Конструкция механизма подъема перегрузочных кранов должна обеспечивать автоматическое или полуавтоматическое выравнивание нагрузки в канатах при работе в грейферном режиме. Требование не относится к кранам, оборудованным одноканатным или моторным грейфером.

4.3.2.3 Механизм подъема монтажных кранов и перегрузочных кранов при работе в крюковом режиме должен обеспечивать возможность регулирования скоростей.

4.3.2.4 У грузовой лебедки с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.

4.3.3 Механизм изменения вылета

4.3.3.1 Должна быть обеспечена горизонтальность перемещения груза при изменении вылета, при этом отклонение от горизонтальности не должно превышать 15% от диапазона рабочего вылета.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs