ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СOСТABА
(с изменениями и дополнениями от 25.05.98, 11.11.98 и 30.03.99)
ЦТ-6
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель Министра путей сообщения Ю.М.Герасимов 29 декабря 1995 года. N ЦТ-6
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель начальника Главного Управления локомотивного хозяйства И.В.Дорофеев
Заместитель начальника Управления военизированной охраны В.П.Аксютин
Заместитель директора ВНИИЖТ В.А.Богданов
Предисловие
Настоящие технические требования дополняют ГОСТ 12.2.05-81* "Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности" с учетом требований ГОСТ 12.1.044-91** "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения", ГОСТ 12.1.010-76 "Взрывобезопасность. Общие требования", ГОСТ 12.1.011-78 "Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний", ГОСТ 12.1.019-79 Электробезопасность. Общие требования". ГОСТ 27483-87 "Испытания на пожароопасность. Методы испытаний", ПУЭ--85 "Правила устройства электроустановок", ГОСТ 29076-91 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Требования к пожарной безопасности", "Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения" (N ЦУО-4607 от 22.06.88), технические требования МПС "Пожарная безопасность пассажирских вагонов", ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 12.2.056-81;
** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 12.1.044-89. - Примечания изготовителя базы данных.
В разработке технических требований принимали участие сотрудники ВНИИЖТ - В.И.Жолобов, Н.А.Шелудько, П.П.Щеглов.
1.1. Настоящие технические требования распространяются с 01.01.96 в полном объеме на локомотивы, электро- и дизельпоезда (далее - ТПС) новой постройки, а также при выполнении капитального ремонта в объеме КР-2. Объем противопожарных мероприятий определяется Правилами капитального ремонта ТПС, с внесенными в них изменениями и дополнениями.
1.2. Термины и определения к противопожарной защите ТПС приведены в приложении 1.
2.1. Требования к материалам конструкций и оборудованию
2.1.1. Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании кабины машинистов, независимо от вида ТПС, должны быть:
негорючими - для изготовления потолков, подшивки крыш, воздуховода вентиляционной установки;
негорючими, или трудногорючими - для изготовления перегородок, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, деревянных закладных деталей и обрешетки (для выполнения огнезащитных функций). Их необходимо защищать огнезащитными составами (антипиренами), обеспечивающими требуемую степень защиты в соответствии с ГОСТ 3191-93.
трудновоспламеняемыми - для гидро- и звукоизоляции. Допускается использование огнезащитных винилискож, нетканого материала из ПВХ, волокон и пленки ПВХ типа марки Г;
медленно распространяющими пламя - шторы, чехлы кресел машиниста. Материалы отделки стен и перегородок кабины машиниста должны соответствовать показателям, приведенным в ГОСТ 12.1.044-89.
2.1.2. Материалы отделки машинного (дизельного) помещения должны быть негорючими или трудногорючими.
2.1.3. Материалы отделки и конструкций пассажирских салонов вагонов электро- и дизельпоездов должны соответствовать техническим требованиям "Пожарная безопасность пассажирских вагонов".
2.2. Требования к огнестойкости огнепреграждающих конструкций
2.2.1. Кабина машиниста на тепловозах и электровозах должна быть отделена от дизельного помещения (машинного отделения) огнезадерживающей перегородкой. На дизельных поездах огнезадерживающей перегородкой кроме кабины машиниста отделяется пассажирский салон от дизельного помещения.
При установке дизеля под полом моторного вагона конструкция пола или горизонтальная огнезадерживающая перегородка, защищающая днище вагона, должны иметь предел огнестойкости не менее 0,5 ч.
2.2.2. Огнезадерживающая перегородка по наружному контуру должна быть доведена до металлической обшивки кузова. Допускается перегородку доводить до деревянных брусков обрешетки боковых стен и пола, обработанных методом глубокой пропитки или огнезащитными покрытиями, и примыкающими к металлической обшивке кузова. По контуру крыши зазор между металлом крыши и перегородкой необходимо перекрывать по обе стороны от перегородки негорючей изоляцией.
2.2.3. Предел огнестойкости огнезадерживающей перегородки должен быть не менее 0,5 часа.
2.2.4. Закрытия отверстий в местах прохода через огнезадерживающие перегородки труб и кабельных коробов, вентиляционных каналов должны удовлетворять требованиям п.2.2.3.
2.2.5. Конструкция дверей и дверных рам в перегородке должна обладать такой же огнестойкостью и обеспечивать непроницаемость для пламени, как и сама перегородка (см. п.2.2.3.).
2.2.6. Петли дверей должны быть изготовлены из металлов, имеющих температуру плавления не ниже 950°С.
2.2.7. Огнезадерживающие перегородки могут быть выполнены как из несгoраемогo материала, так и комбинированными, но отвечающими требованиям п.2.2.3.
2.3. Требования к устройствам аварийных выходов
2.3.1. Кабина машиниста вновь проектируемого ТПС должна быть оборудована аварийным выходом с использованием боковых оконных проемов.
2.3.2. Для выхода из кабины машиниста через аварийный люк последний должен быть обеспечен веревочной лестницей, длина которой должна достигать верхней головки рельса. (Требование данного пункта не распространяется на пригородные электропоезда.)
3.1. Дизели, используемые на тепловозах, должны иметь дополнительные виды противопожарной защиты, предусмотренные требованиями ГОСТ 29076-91 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Требования к пожарной безопасности".
3.2. В дизельном помещении должен быть организован централизованный сбор протечек масла и топлива в резервуар, расположенный вне дизельного помещения.
3.3. Выпускная система, глушители и все части дизеля должны быть сконструированы, экранированы или изолированы так, чтобы температура наружной поверхности не достигала температуры воспламенения топлива при утечке.
3.4. Дизели должны быть снабжены средствами, предотвращающими попадание капель или струй масел на горячие поверхности, электрические устройства.
3.5. Глушитель дизеля должен быть сконструирован таким образом, чтобы частицы сажи (искры) охлаждались в нем до температуры не выше 400°С при диаметре вылетающих из глушителя искр до 2 мм.
4.1. Все контактные поверхности клемм, наконечников, шин должны быть гладкими, чистыми, без трещин, выбоин, раковин.
Контактные соединения должны быть плотно затянуты и иметь защиту от самоотвинчивания и ослабления.
4.2. К одному контакту клеммной рейки допускается подключать не более трех проводов цепи управления с установкой промежуточной гайки и шайбы и не более двух проводов в тяговых и вспомогательных цепях.
4.3. Высоковольтные провода цепей с напряжением свыше 1000 В должны прокладываться отдельно от низковольтных. Прокладка высоковольтных и низковольтных проводов в одних и тех же трубах, коробах, жгутах не допускается.
4.4. Значение сопротивления изоляции электрических цепей в эксплуатации не должно снижаться ниже предельно допустимых значений. Нормы сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В для вагонов электропоездов приведены в приложении 2.
4.5. Двух- и трехпроводные электрические цепи ТПС должны иметь постоянно действующий контроль изоляции от корпуса ТПС. Электрические цепи, в которых одним из полюсов является корпус ТПС, должны иметь встроенные диагностические устройства, позволяющие при опущенных токоприемниках проверить изоляцию цепей, неприсоединенных к корпусу ТПС.
4.6. Электрооборудование ТПС должно надежно работать во всем диапазоне напряжений контактной сети по ГОСТ 6962-75. При снижении напряжения ниже допустимого и при повышении выше допустимого устройства должны предотвратить возможность возникновения пожароопасных режимов.
4.7. Защита высоковольтных и низковольтных цепей от коротких замыканий и перегрузок, а также при отказах оборудования должна предотвращать появление пожароопасных режимов и повреждение оборудования.
4.8. Принудительное охлаждение оборудования, размещенного в кузове ТПС, должно контролироваться защитными устройствами с воздухоструйными или температурными датчиками.
4.9. Предохранители не должны являться источниками выделения тепла, которое может привести к появлению очагов загорания. При перегорании плавкой вставки корпус предохранителя не должен разрушаться.
4.10. Желоба, камеры, короба с электрооборудованием должны быть выполнены из несгораемых материалов по ГОСТ 12.1.044-89.
4.11. Конструкция вентиляционного защитного устройства аккумулятора должна обеспечивать удобную заливку электролита и свободный выход газов, а также предотвратить разбрызгивание электролита при эксплуатации, исключать попадание вовнутрь аккумулятора посторонних предметов и допускать заряд с закрытой крышкой клапана.
При наклоне аккумулятора на угол 30 градусов электролит не должен выливаться.
4.12. Внутренние поверхности шкафов, ниш электрощитов, аппаратных отсеков не должны распространять пламя.
4.13. Изготовление жгутов, монтаж электропроводов и электрооборудования должны осуществляться в соответствии с утвержденной технической документацией и требованиями ОСТ 32.50-95.
4.14. Монтаж электрических цепей ТПС должен выполняться проводами и кабелями по ТУ 16.705.289-83* "Провода силовые с кремнийорганической изоляцией во фторсилоксановой оболочке", ТУ 16-705.347-84* "Провода и кабели из поливинилхлоридного пластика в лакированной отметке для тепловозов", ТУ 16-705.348-84* "Провода и кабели для тепловозов" и ТУ 16-705.465-87* "Провода и кабели для подвижного состава рельсового транспорта и троллейбусов" .
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
4.15. Металлические короба, трубы, металлорукава, в которых прокладываются электропровода, должны изолироваться от деревянных конструкций негорючими материалами толщиной 2,8-3,0 мм.
4.16. Провода внутри аппаратов, пультов, ящиков и соединительных коробок должны быть уложены без натяжения, надежно закреплены и не должны мешать работе оборудования, проведению осмотров и ремонту.
4.17. Провода должны быть удалены от мест образования, выхлопа и выброса электрической дуги в коммутирующих аппаратах (выключателях, автоматах, разъединителях) с целью предотвращения возгорания изоляции проводов и элементов оборудования.