Корректировка податливости
Если изменение расстояния между опорными площадками не может быть измерено непосредственно и заменено записью перемещения траверсы испытательной машины, эта разница перемещения должна быть скорректирована на податливость испытательной машины (см. примечание 1).
определяют, используя плоскопараллельную пластину или призму из эталонного материала с высокой жесткостью и известным модулем упругости при сжатии (см. примечание 2), например, из листовой стали. Податливость машины рассчитывают по формулам:
; (В.1)
, (В.2)
где - изменение расстояния между сжимающими площадками, мм;
- перемещение траверсы испытательной машины, мм;
- податливость испытательной машины, мм/Н,
- нагрузка, Н;
- перемещение траверсы испытательной машины при использовании эталонного образца;
- начальное расстояние между сжимающими площадками, мм;
- ширина эталонного образца, мм;
- толщина эталонного образца, мм;
- модуль упругости при сжатии эталонного материала, МПа.
Следует убедиться, что податливость испытательной машины является постоянной для соответствующего диапазона нагрузки. Простая линейная зависимость , показывающая деформацию оборудования из-за податливости испытательной машины, может быть нарушена, если, например, имеются люфты между отдельными элементами испытательной машины.
Примечания:
1 Три части испытательной машины влияют на податливость . Степень влияния следующая: зажимы, датчик измерения нагрузки и наименьшая - рама испытательной машины.
2 При напряжениях, которые возникают при определении податливости испытательной машины, можно допустить, что модуль упругости при сжатии эталонного материала идентичен модулю упругости при растяжении.