Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 22.11.02-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Общие требования к системе мониторинга радиационной обстановки (Переиздание)

     4 Основные требования к системе радиационного мониторинга

4.1 Контроль радиационной обстановки на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения, а также создание и обеспечение функционирования Единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности относятся к числу полномочий Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Контроль радиационной обстановки на соответствующей территории в пределах своих полномочий организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

4.2 Результаты мониторинга радиационной обстановки на общегосударственном и региональном уровнях используются при прогнозировании изменений радиационной обстановки, при оценке уровня опасности для проживающего населения и решения задач по улучшению радиационной обстановки.

4.3 Мониторинг радиационной обстановки организуется на различных уровнях: национальном (государственном), региональном и локальном (объектовом) [1].

4.3.1 Национальный мониторинг радиационной обстановки организуется на комплексной основе с использованием элементов различного рода государственных и ведомственных систем мониторинга, основу которых составляет ЕГАСКРО [2].

4.3.2 Региональный мониторинг радиационной обстановки организуется в интересах отдельного региона, на территории которого имеются радиационноопасные объекты, и осуществляется с использованием информации ЕГАСКРО и СНЛК соответствующих территориальных подсистем РСЧС, сети наблюдения и лабораторного контроля Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, а также локальных АСКРО на радиационноопасных объектах.

4.3.3 Локальный мониторинг радиационной обстановки (объектовый) на радиационноопасных объектах в их санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения организуется руководством радиационноопасных объектов, прежде всего, с целью оценки эффективности работы системы защиты объекта, а также своевременного обнаружения аварийной ситуации с выбросом радиоактивных веществ во внешнюю среду. Локальный мониторинг осуществляется с помощью АСКРО.

4.4 Основанием для организации и проведения национального мониторинга радиационной обстановки являются федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения федеральных министерств и ведомств; для регионального мониторинга - нормативно-распорядительные документы субъектов Российской Федерации; для локального - нормативно-распорядительные документы руководства объектов.

4.5 Мониторинг радиационной обстановки на РЗТ включает радиационный мониторинг объектов окружающей среды и мониторинг доз облучения населения.

4.6 При проведении радиационного мониторинга объектов окружающей среды и мониторинга доз облучения населения РЗТ необходимо руководствоваться перечнем методических указаний и руководящих документов, приведенных в [4-15].

4.7 Планирование и проведение радиационного мониторинга на РЗТ осуществляется с учетом [3].

4.8 При проведении мониторинга используются как методы и технические средства прямых радиометрических и гамма-спектроскопических измерений контролируемых объектов, так и лабораторные радиохимические методы.

4.9 Уполномоченным органом по радиационному контролю устанавливаются [1]:

- сведения об объектах контроля, применяемых методах и полученных результатах, которые отражаются учреждениями и организациями, осуществляющими мониторинг, в соответствующей документации (лабораторные журналы, протоколы измерений и др.), формы и порядок ведения, хранения и использования;

- порядок передачи, получения, хранения и использования информации, полученной при проведении мониторинга радиационной обстановки;

- требования к организациям и специалистам, привлекаемым к проведению мониторинга радиационной обстановки.