Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

   

     ГОСТ Р 55968-2014
(EH 115-2:2010)

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭСКАЛАТОРЫ И ПАССАЖИРСКИЕ КОНВЕЙЕРЫ

Повышение безопасности находящихся в эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров

Escalators and moving walks. Improvement of safety of existing escalators and moving walks



ОКС 53.040.10

ОКП 31 6530

         31 6540

Дата введения 2014-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Обществом с ограниченной ответственностью "КОНСТРУКТОР" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык европейского регинального стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2014 г. N 97-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту ЕН 115-2:2010* "Безопасность эскалаторов и пассажирских конвейеров". Часть 2. Правила повышения безопасности существующих эскалаторов и пассажирских конвейеров" (EN 115-2:2010 "Safety of escalators and moving walks - Part 2: Rules for the improvement of safety of existing escalators and moving walks"). При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом**.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Введение", "Библиография", таблице ДА.1 приложение ДА и по тексту документа отмеченные знаком "" приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском региональном стандарте, приведены в приложении ДА.

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования"

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение


Эскалаторы и пассажирские конвейеры имеют длительный срок службы, в течение которого требования безопасности, определяемые технологией производства, материалами, общественным мнением могут изменяться не один раз.

Уровень безопасности вновь устанавливаемых эскалаторов и пассажирских конвейеров определен ГОСТ Р 54765-2011 (ЕН 115-1:2010) "Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке".

Эскалаторы и пассажирские конвейеры, введенные в эксплуатацию ранее, устанавливались с учетом правил, действовавших на момент установки, эти правила могут предъявлять более низкие требования безопасности, чем ГОСТ Р 54765. Их модернизация в соответствии с сегодняшними требованиями безопасности позволила бы снизить риск повреждений пассажиров, обслуживающего персонала, инспекторов.

Не всегда, однако, такая модернизация возможна в силу конструктивных особенностей зданий и сооружений, самих эскалаторов и пассажирских конвейеров или по экономическим соображениям. В этом случае должен быть проведен анализ степени риска эксплуатации данных машин и возможности их модернизации до приемлемого уровня безопасности.

Цель настоящего стандарта - приблизить, насколько это возможно, уровень безопасности эксплуатируемых эскалаторов и пассажирских конвейеров к уровню безопасности вновь устанавливаемых машин.

Настоящий стандарт:

- распределяет риски и опасные ситуации по категориям на основании оценки риска (см. приложение А);

- нацеливает на выполнение поправочных действий для постоянного выборочного и постепенного повышения безопасности всех существующих эскалаторов и пассажирских конвейеров до сегодняшнего уровня безопасности (см. раздел 5);

- адаптирует каждый эскалатор и пассажирский конвейер для проверки мер безопасности и осуществляет постепенное выборочное повышения безопасности в соответствии с частотой и серьезностью любого одиночного риска (см. таблицу В.2);

- вводит уровни риска: высокий, средний и низкий и поправочные действия, которые могут быть применены на отдельных этапах для снижения риска (см. таблицу В.2).

Настоящий стандарт может использоваться в качестве руководства для:

a) специалистов при выработке программы реализации повышения безопасности находящихся в эксплуатации эскалаторов/пассажирских конвейеров по методике приложения А и выбора пути реализации с учетом уровня риска (например, высокий, средний, низкий уровень), социальных и экономических соображений;

b) владельцев эскалаторов или пассажирских конвейеров с целью соблюдения их обязанностей согласно существующим нормам;

c) эксплуатирующих организаций и/или органов контроля для информирования владельцев о безопасном уровне их машин;

d) владельцев с целью модернизации существующих эскалаторов или пассажирских конвейеров на добровольной основе в соответствии с перечислением с).

Для проверки эксплуатирующегося эскалатора или пассажирского конвейера с целью идентификации рисков и определения мер повышения безопасности по настоящему стандарту может быть использовано приложение В. При этом, если выявлена опасность, не включенная в настоящий стандарт, должна быть проведена отдельная оценка риска по ГОСТ Р 53387.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования повышения безопасности эскалаторов и пассажирских конвейеров (пластинчатых или ленточных), находящихся в эксплуатации, с целью достижения эквивалентного уровня безопасности с новыми эскалаторами и пассажирскими конвейерами, изготавливаемыми в соответствии с современными требованиями безопасности [1].

Примечание - В ситуациях, когда невозможно достичь современного уровня безопасности, например, для существующих размеров и расположения машинных помещений или конструкций сооружения, целью настоящего стандарта является повышение безопасности насколько это возможно.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на повышение безопасности эскалаторов и пассажирских конвейеров, находящихся в эксплуатации для:

a) пользователей;

b) обслуживающего персонала и инспекторов;

c) лиц за пределами эскалатора или пассажирского конвейера (но в его непосредственной близости);

d) уполномоченных лиц.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:

a) безопасность при транспортировке, установке, ремонте и демонтаже эскалаторов и пассажирских конвейеров;

b) спиральные эскалаторы;

c) ускоряющиеся пассажирские конвейеры.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

ГОСТ Р 51334-99 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ Р 51336-99 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска

ГОСТ Р 54765-2011 (ЕН 115-1:2010). Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 12100-1, ГОСТ Р 54765, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 владелец эскалатора или пассажирского конвейера: Физическое или юридическое лицо, которое имеет право владения эскалатором или пассажирским конвейером и берет на себя ответственность за его использование.

3.2 эскалатор или пассажирский конвейер, находящийся в эксплуатации: Эскалатор или пассажирский конвейер, который находится в эксплуатации у владельца.

3.3 уполномоченное лицо: Лицо, уполномоченное владельцем, выполнять определенные действия, связанные эскалатором* или пассажирским конвейером.

_________________

     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.    

          

     4 Перечень значительных опасностей

4.1 В таблице 1 перечислены все значительные опасности, опасные ситуации и события по настоящему стандарту, идентифицированные оценками риска как существенные для находящихся в эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров, требующие действий по устранению или уменьшению рисков, а также указаны степени риска и номера пунктов и подпунктов настоящего стандарта, в которых приведены защитные меры для устранения или снижения до безопасного уровня рисков, связанных с конкретными опасностями.


Таблица 1

Перечень значительных опасностей

Степень риска

Номер пункта, подпункта настоящего стандарта

1 Наличие вредных материалов (например, асбест)

Н

5.1

2 Контакт с движущимися деталями (например, вращающимися деталями привода, несущего полотна или привода поручня), которые в штатном режиме эксплуатации недоступны пользователям

М

5.2.1, 5.4.1, 5.12.2, 5.13.2.1

3 Пожар внутри несущей конструкции и машинных помещениях

М

5.2.2, 5.9

4 Скользкая поверхность ступени/пластины/ленты и входной площадки

Н

5.3.1, 5.7.1

5 Падения из-за невыделенных границ ступени

М

5.3.2

6 Зазоры между фартуками и ступенями

Н

5.3.3, 5.5.3

7 Зазоры между смежными ступенями или пластинами

Н

5.3.4

8 Отсутствующие ступени или пластины

Н

5.3.5

9 Столкновения между неподвижными конструкциями и движущимися частями ступеней/пластин/ленты

М

5.3.6

10 Невозможность остановки эскалатора/конвейера вследствие отсутствия второго независимого основного контактора прерывания подачи электропитания

Н

5.4.1, 5.4.2.3

11 Чрезмерная скорость и непреднамеренное изменение направления движения

М

5.4.2.1, 5.4.2.2, 5.4.2.5

12 Чрезмерный тормозной путь

L

5.4.2.4

13 Падение из-за короткого тормозного пути

Н

5.4.2.6

14 Падение на балюстраду со стороны ступеней/пластин/ленты

М

5.5.2.1, 5.5.2.2

15 Падение вследствие соскальзывания по балюстраде

L

5.5.2.3

16 Падение вследствие влезания на балюстраду снаружи

Н

5.5.2.3, 5.13.1.6

17 Падение из-за отклонения скорости поручня

М

5.6.1

18 Повреждение пальцев при затягивании между поручнем и балюстрадой

Н

5.6.2

19 Затягивание в устье поручня

Н/М

5.6.3.1

20 Зажим поручнем (между поручнем и полом)

М

5.6.3.2

21 Затягивание частей тела или элементов одежды пассажира между гребенкой и ступенью/пластиной

Н

5.7.2, 5.7.3

22 Затягивание пассажира в результате опускания ступени/пластины

Н

5.7.4

23 Наличие в рабочей зоне оборудования, не имеющего отношения к установке

М

5.8.1

24 Недостаточность пространства в рабочей зоне

Н

5.8.2, 5.13.2.4, 5.13.2.5, 5.13.2.6

25 Отсутствие вентиляции машинного помещения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Н

5.8.3

26.1 Отсутствие освещения в рабочих зонах

Н

5.8.4

26.2 Недостаточность освещения в рабочих зонах

М

5.8.4, 5.13.2.2, 5.13.2.3

27.1 Отсутствие аварийных устройств остановки (рабочая зона)

Н

5.8.5

27.2 Недостаточность аварийных устройств остановки (рабочая зона)

L

5.8.5

28 Контакт людей с токоведущими частями - Недостаточная изоляция

Н

5.11.1.2, 5.13.3

29 Контакт людей с токоведущими частями - Повреждение изоляции

Н

5.11.1.3, 5.11.1.4, 5.13.3

30.1 Ненадежность эксплуатационных режимов из-за отсутствия главного выключателя

Н

5.11.2

30.2 Ненадежность эксплуатационных режимов из-за неисправности главного выключателя

М

5.11.2

31 Повреждения, вызываемые статическим электричеством

L

5.11.3

32.1 Повреждения из-за отсутствия ключа "Стоп" для непредвиденных ситуаций

Н

5.12.1

32.2 Повреждения из-за неправильного расположения или конструкции ключа "Стоп"

М

5.12.1

33 Удар при столкновении со строительными конструкциями (стены, балки, перекрестное расположение эскалаторов или пассажирских конвейеров)

Н

5.13.1.1, 5.13.1.2, 5.13.1.3

34 Повреждения из-за недостаточности пространства

М

5.13.1.4

35 Повреждения пассажиров из-за создания препятствий людским потокам последовательно расположенных эскалаторов или пассажирских конвейеров

L

5.13.1.5

36 Падение из-за недостаточного освещения входных площадок

М

5.13.1.7

37 Отсутствие предупредительных знаков безопасности

М

5.14

38.1 Отсутствие устройств, препятствующие неправильному использованию эскалаторов и пассажирских конвейеров (например, провоз покупательских или багажных тележек)

Н

5.15.1

38.2 Недостаточная эффективность устройств, препятствующих неправильному использованию эскалаторов и пассажирских конвейеров (например, провозу покупательских или багажных тележек)

М

5.15.1

39 Удары при использовании несовместимых с пассажирскими конвейерами покупательских тележек

L

5.15.2

Примечание - Степень риска: Н - высокая, М - средняя, L - низкая