Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     
ГОСТ Р 53387-2009
(ИСО/ТС 14798:2006)

Группа Ж22

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ, ЭСКАЛАТОРЫ И ПАССАЖИРСКИЕ КОНВЕЙЕРЫ

Методология анализа и снижения риска

Lifts, escalators and moving walks. Risk assessment and reduction methodology



ОКС 91.140.90

ОКП 48 3600

Дата введения 2010-07-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (ОАО "ЩЛЗ") на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. N 324-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/ТС 14798:2006 "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология оценки и снижения риска" (ISO/TS 14798:2006 "Lifts (elevators), escalators and moving walks - Risk assessment and reduction methodology"). При этом дополнительные слова, фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенностей российской национальной стандартизации, выделены курсивом, кроме того изменена структура стандарта.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении G.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


После первого издания ИСО/ТС 14798:2000 Технический комитет ИСО/ТК 178 в своих резолюциях 169/1999 и 186/2001 обратился к пользователям ИСО/ТС 14798:2000 и членам Технического комитета с просьбой сообщить об опыте использования международного стандарта, а также дать комментарии и предложения по совершенствованию его при пересмотре в течение трех лет.

Получив многочисленные комментарии и предложения, Технический комитет ИСО/ТК 178 принял решение о пересмотре ИСО/ТС 14798:2000 с учетом полученных замечаний и предложений. При этом было решено не изменять концепцию и принципы первой редакции ИСО/ТС 14798:2000.

Целью настоящего стандарта является описание принципов и установление процедуры последовательного и систематического анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров.

Однако принципы и процедуры анализа и оценки риска, приведенные в настоящем стандарте, могут быть использованы и для других видов оборудования.

Методология, приведенная в настоящем стандарте, является средством для идентификации ущерба, возникающего вследствие различных опасностей, опасных ситуаций и опасных событий.

Знание и опыт проектирования, использования, монтажа, технического обслуживания, произошедших инцидентов и связанных с ними ущербов отражены в общей методологии для оценки риска на всех стадиях жизни лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров, начиная от проектирования и заканчивая выводом из эксплуатации. Пользователи методологии анализируют события, которые могут привести к ущербу различного уровня, регламентированного в ИСО/ТС 14798:2000.

Рекомендуется включать предлагаемую методологию в нормативные документы, учебные курсы и инструкции для обеспечения базовых положений безопасности:

- при оценке конструкций, технического обслуживания, испытаниях и использовании лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров;

- при разработке нормативных документов, стандартов, включающих в себя требования безопасности к лифтам, эскалаторам и пассажирским конвейерам.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и специальные процедуры по анализу риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров при оценке и повышении безопасности новых и находящихся в эксплуатации лифтов, в том числе отработавших назначенный срок службы по ГОСТ Р 52626.

Методология анализа риска, изложенная в настоящем стандарте, создает основу для принятия решений по обеспечению безопасности при:

- проектировании, изготовлении и монтаже лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, их компонентов и систем;

- разработке правил пользования, управления, технического обслуживания, испытания, подтверждения соответствия;

- разработке норм и стандартов, связанных с обеспечением безопасности.

В настоящем стандарте приведены примеры, главным образом относящиеся к анализу рисков для людей. Однако предлагаемые в настоящем стандарте процедуры анализа риска могут быть использованы также для анализа других видов рисков, таких как риски причинения ущерба имуществу или окружающей среде.

     2 Нормативные ссылки*

_______________

* Наименование пункта 2 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.     

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
     
     
ГОСТ Р 52626-2006 (ЕН 81-80:2003) Лифты. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации (ЕН 81-80:2003 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 80. Правила повышения безопасности существующих пассажирских и грузопассажирских лифтов", MOD)
     
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 причина: Обстоятельство, условие, событие или действие, которые в опасной ситуации способствуют возникновению последствия.

3.2 последствие: Результат действия причины в опасной ситуации.

3.3 ущерб: Физическое повреждение или другой вред здоровью людей или повреждение имущества, или вред окружающей среде [1].

3.4 опасное событие: Событие, которое в опасной ситуации приводит к ущербу [1].

3.5 опасность: Потенциальный источник причинения ущерба [1].

Примечание - Термин "опасность" может отражать природу возможной опасности: опасность поражения электрическим током, опасность отравления, пожарная опасность и т.п.

3.6 опасная ситуация: Ситуация, в которой люди, имущество или окружающая среда подвергаются одной или нескольким опасностям [1].

3.7 срок службы: Период использования по назначению компонента или системы.

3.8 защитная мера: Мера, используемая для уменьшения риска [1].

Примечание - Защитные меры включают в себя меры по уменьшению риска путем изменения конструкции, применения защитных устройств, средств индивидуальной защиты, информации по использованию и обучения.

3.9 остаточный риск: Риск, остающийся после применения защитных мер [1].

3.10 риск: Комбинация вероятности причинения ущерба и тяжести этого ущерба [1].

3.11 определение риска: Систематическое использование информации для выявления опасностей и определения уровня риска.

3.12 оценка применения риска: Оценка результатов определения уровня риска для принятия решения о необходимости применения защитных мер для уменьшения риска.

3.13 анализ риска: Процесс, включающий в себя определение уровня и оценку риска.

3.14 сценарий: Последовательность, состоящая из опасной ситуации, причины и последствия.

3.15 тяжесть: Уровень потенциального ущерба.

     4 Общие принципы

4.1 Концепция безопасности

В настоящем стандарте под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска. Абсолютная безопасность не всегда возможна. Таким образом, продукт или процесс (например, управление, использование, инспектирование, испытание, обслуживание) может быть безопасными только до определенного уровня. Безопасность достигается необходимым снижением риска.

Безопасность достигается в результате поиска баланса между идеальной абсолютной безопасностью, требованиями к продукту или процессу и такими факторами, как преимущества для пользователя, соответствие целям, стоимости и общественным условиям.

Имеется необходимость постоянного мониторинга установленных уровней безопасности и их пересмотр в тех случаях, когда накапливаемый опыт требует пересмотра установленных уровней безопасности и когда научные и технологические достижения могут привести к усовершенствованиям, снижающим риск при использовании продукта и в процессах.

Примечание - Новые требования безопасности могут появиться в результате принятия законов, технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил.

4.2 Концепция анализа риска

4.2.1 Безопасность обеспечивается в процессе повторяющегося выполнения определения риска, его оценки и снижения (см. рисунок 1).

4.2.2 Анализ риска представляет собой последовательность логических шагов, которые позволяют систематически рассматривать опасности, связанные с лифтами, эскалаторами и пассажирскими конвейерами. Определение риска в необходимых случаях переходит в процесс уменьшения риска, как описано в 5.8.

При повторении этого процесса достигается устранение опасности или применяются защитные меры.



Рисунок 1 - Схема выполнения анализа и снижения риска

4.2.3 Анализ риска включает в себя:

1) определение объекта анализа (см. 5.3);

2) идентификацию сценариев: опасные ситуации, причины и последствия (см. 5.4);

3) определение уровня риска (см. 5.5);

4) оценку риска (см. 5.6);

5) в достаточной ли степени снижен риск.

4.2.4 Результатом определения риска является информация, необходимая для оценки риска.

В свою очередь оценка риска позволяет сделать заключение об уровне безопасности оборудования, его компонентов и связанных с ними процессов управления, использования, инспектирования, испытания и обслуживания.

4.2.5 Заключение об уровне безопасности основывается на качественных оценках, дополняемых, насколько это возможно, количественными оценками.

Количественные оценки особенно важны в тех случаях, когда предполагаемая тяжесть ущерба высока.

Качественные оценки применяют для сравнения альтернативных защитных мер и определения, какая из защитных мер обеспечивает лучшую защиту.

Примечание - Применение количественных оценок ограничено невозможностью получения необходимых достоверных данных и во многих случаях применяется только качественная оценка.

4.2.6 Анализ риска должен быть выполнен таким образом, чтобы всю процедуру можно было оформить документально, включая достигнутые результаты (см. раздел 6).

     5 Процедура выполнения анализа и снижения риска