ГОСТ Р 54061-2010
(ИСО 3095:2005)
Группа Д50
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
АКУСТИКА
Измерение внешнего шума
Railway applications. Acoustics. Measurement of outward
ОКС 45.020
17.140.30
Дата введения 2011-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 689-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 3095:2005* "Железнодорожный транспорт. Акустика. Измерение шума, создаваемого рельсовыми транспортными средствами" (ISO 3095:2005 "Railway applications - Acoustics - Measurement of noise emitted by railbound vehicles"). При этом дополнительные слова (фразы, показатели и их значения), включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенностей российской национальной стандартизации, выделены курсивом**.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделe "Предисловие", п.6.3 и таблице ДА приложения ДА приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
________________
* Выполнение требований настоящего стандарта (за исключением требований приложения А) обеспечивает соблюдение требований безопасности, установленных нормативно-правовыми актами в сфере технического регулирования Российской Федерации.
Настоящий стандарт устанавливает требования для получения воспроизводимых и сопоставимых результатов измерения уровней и спектров шума, создаваемого железнодорожным подвижным составом всех типов, кроме специального подвижного состава, при проведении всех видов испытаний подвижного состава по определению внешнего шума (далее - испытания подвижного состава) и контрольных испытаний в эксплуатации подвижного состава (далее - контрольные испытания в эксплуатации) по определению внешнего шума.
Результаты измерений применяют:
- для заявления и контроля показателей внешнего шума подвижного состава;
- для сравнения внешнего шума различных поездов, движущихся по определенному участку;
- для формирования базы данных по внешнему шуму поездов.
Настоящий стандарт устанавливает методы измерений, представляющие собой технические методы по ГОСТ 31252 (методы инженерного уровня, применяемые в международной практике [1]), - степень точности 2, среднее квадратическое отклонение 2 дБ.
Методы измерений, применяемые при разгоне и торможении подвижного состава, являются ориентировочными по ГОСТ 31252 (степень точности 3).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 8.038-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений звукового давления в воздушной среде в диапазоне частот 2 Гц - 100 кГц
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 31252-2004 (ИСО 3740:2000) Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звуковой мощности
ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 поезд (train): Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющий установленные сигналы. Локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав, отправляемый на перегон, рассматриваются как поезд.
3.2 часть поезда: Одна или несколько единиц подвижного состава в поезде.
3.3 испытания выпускаемого подвижного состава по определению внешнего шума: Испытания по ГОСТ 16504, при которых измерения проводят для подтверждения или проверки соответствия подвижного состава установленным требованиям по внешнему шуму.
3.4 контрольные испытания в эксплуатации подвижного состава по определению внешнего шума: Испытания, при которых измерения проводят в целях проверки характера изменения уровней внешнего шума подвижного состава с первоначальной поставки или после его ремонта.
3.5* звуковое давление , Па (sound pressure): СКЗ колеблющегося давления, наложенного на статическое атмосферное давление, измеренное за определенный промежуток времени.
________________
* Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой , Гц.
3.6* уровень звукового давления , дБ (sound pressure level): Уровень звукового давления, определяемый по формуле
________________
* Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой , Гц.
, (1)
где - СКЗ звукового давления, Па;
- опорное звуковое давление, Па;
20 мкПа.
3.7* уровень звука , дБ (А) (A-weighted sound pressure level): Уровень звукового давления, корректированного по частотной характеристике А шумомера (далее - корректированного по А), определяемый по формуле
________________
* Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой , Гц.
, (2)
где - СКЗ звукового давления, корректированного по А, Па;
- опорное звуковое давление, Па;
20 мкПа.
3.8* максимальный уровень звука , дБ (А) (AF-weighted maximum sound pressure level): Максимальное на интервале измерения значение уровня звука, определяемое с использованием временной характеристики F (fast - быстро) шумомера по ГОСТ 17187, ГОСТ Р 53188.1.
________________
* Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой , Гц.
3.9* эквивалентный уровень звука , дБ (А) (A-weighted equivalent continuous sound pressure level): Уровень звука, определяемый по формуле
________________
* Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой , Гц.
, (3)
где - длительность измерения, с;
- мгновенное звуковое давление, корректированное по А, Па;
- опорное звуковое давление, Па;
20 мкПа.
3.10* эквивалентный уровень звука за время прохождения поезда , дБ (А) (A-weighted equivalent continuous sound pressure level on the pass-by time): Уровень звука, определяемый по формуле
________________
* Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой , Гц.
, (4)
где - интервал времени прохождения поезда, начинающийся в и заканчивающийся в , с (рисунок 1);
- опорное звуковое давление, Па;