Статус документа
Статус документа

ГОСТ 2582-2013 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия (с Поправкой, с Изменением N 1)

     6 Требования защиты обслуживающего персонала и охраны окружающей среды

6.1 В конструкции электрических машин в соответствии с ГОСТ 12.2.007.1 (раздел 1) должна быть предусмотрена защита обслуживающего персонала от случайного соприкосновения с вращающимися частями и доступа к токоведущим частям. Для этого доступ внутрь электрической машины должен осуществляться через специальные люки в корпусе машины, которые в рабочем положении следует закрывать крышками с запорными устройствами, исключающими возможность самооткрывания люков под воздействием вибрации и ударов. Запорные устройства крышек следует изготавливать так, чтобы исключить травмирование рук при обслуживании. Конструкция электрической машины должна обеспечивать защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током в соответствии с классом 0I по ГОСТ 12.2.007.0.

Тяговый двигатель в соответствии с ГОСТ 12.2.007.1 (пункт 2.2.2) должен иметь устройства, исключающие падение его на железнодорожный путь при разрушении опорного узла. Должны быть предусмотрены устройства, исключающие самоотвинчивание болтовых соединений.

6.2 Для транспортирования электрические машины должны иметь приспособления (рым-болты, отверстия и т.п.) под крюки или под стандартные стальные канаты.

6.3 Щеткодержатели должны быть сконструированы таким образом, чтобы исключить травмирование пальцев рук при смене щеток.

6.4 Коллекторные камеры должны быть окрашены в светлые тона, токоведущие части - в тона, принятые для электротехнических установок.

6.5 Электрические машины должны быть спроектированы с учетом обеспечения удобного их технического обслуживания в эксплуатации и выполнения ремонта.

6.6 Электрические машины, расположенные вне кузова локомотива, МВПС и специального самоходного подвижного состава (ССПС), должны быть защищены от попадания внутрь посторонних предметов, пыли, дождя, снега и влаги и иметь степень защиты не ниже IP13 по ГОСТ 14254. Электрические машины, устанавливаемые в кузовах, должны иметь степень защиты не ниже IP21 по ГОСТ 14254.

6.7 Уровень шума электрической машины не должен превышать значений, установленных в ГОСТ IEC 60034-9.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.8 Электрические машины не должны быть источником радиопомех, возникающих при искрении на коллекторе, и должны иметь экранирующую радиопомехи металлическую конструкцию статора и крышек на смотровых люках.

6.9 Пожарная безопасность электрической машины должна быть обеспечена размещенными на подвижном составе системами пожаротушения в соответствии с требованиями по ГОСТ 12.1.004 (разделы 1-3) и ГОСТ 12.1.044 (разделы 1, 2).

6.10 В электрической машине должны быть применены трудногорючие (трудносгораемые) и (или) негорючие (несгораемые) покровные лаки и другие материалы по ГОСТ 12.1.044. Не должно быть подтеков смазки из подшипников и ее попадания во внешнюю среду и внутрь электрической машины.

6.11 Используемые компоненты (электрощетки, выводные кабели) должны быть такими, чтобы их можно было легко заменить с безопасной утилизацией удаленных компонентов. Периодичность замены щеток, масла и т.п. и методы утилизации отходов должны быть включены в инструкции по эксплуатации.

6.12 В технической документации на электрическую машину должны быть установлены требования по утилизации, содержащие:

- меры безопасности;

- сведения о проводимых мероприятиях по подготовке и отправке электрической машины на утилизацию;

- перечень утилизируемых составных частей (расчетный);

- перечень утилизируемых составных частей, выявляемых по результатам текущего ремонта, технического обслуживания и хранения (при необходимости);

- показатели утилизации;

- методы утилизации, если электрическая машина представляет опасность для жизни, здоровья людей и окружающей среды после окончания ее срока службы (ресурса).

(Введен дополнительно, Изм. N 1).