В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 19350, ГОСТ 23875, ГОСТ 27471, ГОСТ 33943, а также следующие термины с соответствующими определениями:
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1 номинальный режим работы электрической машины: Продолжительный или кратковременный (или повторно-кратковременный) режим работы электрической машины с холодного состояния с гарантированной производителем номинальной нагрузкой (мощностью при номинальном напряжении и соответствующих значениях тока якоря, вращающего момента, частоты вращения, возбуждения и охлаждения), при которой значения превышений температуры всех ее частей за указанное время не превосходят допускаемых.
3.2 гарантированный заданный режим: Режим работы, заданный разработчиком
3.3 часовой номинальный режим работы электрической машины: Режим работы электрической машины в течение часа с холодного состояния с гарантированной производителем нагрузкой, при которой значения превышения температуры всех ее частей за указанное время не превосходят допускаемых.
Примечание - Под гарантированной производителем нагрузкой понимается мощность при номинальном напряжении и соответствующих значениях других параметров, указанных в 3.1.
3.4 продолжительный номинальный режим работы электрической машины: Режим работы электрической машины при неограниченном времени работы с гарантированной производителем нагрузкой (мощностью при номинальном напряжении и соответствующих значениях других параметров), при которой значения температуры всех ее частей не превосходят допускаемых для:
- тягового двигателя при работе с наибольшим номинальным током;
- тягового генератора при работе с наибольшим номинальным напряжением и номинальной мощностью, а также при работе с наименьшим номинальным напряжением и наибольшим током;
- вспомогательного двигателя или вспомогательного генератора при работе с наибольшим током при номинальной мощности.
3.5 кратковременный номинальный режим работы электрической машины: Ограниченный по времени режим работы электрической машины с холодного состояния при номинальных параметрах нагрузки и охлаждения (мощности при номинальном напряжении и соответствующих значениях других параметров), при котором не происходит превышения допускаемой температуры ее частей для:
- тягового двигателя при работе с наибольшим током;
- тягового генератора при работе с номинальной мощностью (при наибольшем или наименьшем номинальном напряжении с соответствующим током);
- вспомогательного двигателя или вспомогательного генератора при работе с наибольшим током при номинальной мощности.
Примечание - Длительность режима работы может быть 15; 30; 40; 60; 90 мин.
3.6 повторно-кратковременный номинальный режим электрической машины (двигателя или генератора): Режим, состоящий из непрерывно повторяющихся циклов, каждый из которых включает в себя два функциональных периода - рабочий и паузу (продолжительность режима - длительно неограниченная).
Примечание - В рабочий период времени электрическая машина нагревается, работая при номинальном напряжении с заданной нагрузкой, продолжающейся менее чем необходимо для достижения допускаемой температуры; в период паузы - охлаждается, причем в период паузы электрическая машина (и ее части) не успевает охладиться до температуры окружающей среды, и в каждый последующий (за первичным - из холодного исходного состояния) промежуток времени работы температура машины и ее частей повышается, пока не достигнет установившегося значения, которое не должно превышать норматива.
3.7 эквивалентный тепловой режим: Режим испытания электрической машины с параметрами нагрузки (значениями напряжения, тока и частоты вращения) и охлаждения, при котором превышение температуры ее наиболее нагретой части при работе с холодного состояния соответствует превышению температуры этой части при испытании на нагревание в номинальном режиме.
3.8 номинальное напряжение двигателя переменного тока: Действующее значение линейного напряжения, подаваемого на электродвигатель при его работе в номинальном режиме.
3.9 номинальная частота вращения: Частота вращения в номинальном режиме работы машины.
3.10 максимальное напряжение: Наибольшее значение напряжения, которое может быть на работающей электрической машине.
Примечание - Для электрических машин переменного тока это действующее значение линейного напряжения.
3.11 допустимое значение: Значение параметра, допускаемого в пределах заданных значений от наибольшего до наименьшего.
3.12 наибольшая частота вращения тягового двигателя: Частота вращения установленного на транспортном средстве тягового двигателя, соответствующая конструкционной скорости транспортного средства при максимально допустимом износе колес по диаметру.
3.13 начало эксплуатации электрической машины: Дата ввода в эксплуатацию транспортного средства, на котором установлена электрическая машина.
3.14 преобразователь (преобразователь полупроводниковый): Устройство, преобразующее параметры получаемой от источника электрической энергии к виду, необходимому для питания электрических машин.
Примечание - Преобразователь может получать питание от источника постоянного или переменного тока (контактная сеть, генератор) непосредственно или через трансформатор и преобразовывать поданное на него напряжение в постоянное (выпрямленное) или многофазное переменной частоты с изменением его значения. Он может работать или только в режиме тяги (передается энергия двигателю), или тяги и электрического торможения (передача энергии от двигателя в сеть - рекуперация, если на резистор - реостатное торможение), а также преобразовывать:
- постоянный пульсирующий ток коллекторных двигателей или многофазный ток асинхронных или синхронных двигателей - в однофазный переменный ток с заданной частотой в режиме рекуперативного торможения;