ГОСТ ISO 2244-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
УПАКОВКА. ТАРА ТРАНСПОРТНАЯ НАПОЛНЕННАЯ И ГРУЗОВЫЕ ЕДИНИЦЫ
Методы испытания на горизонтальный удар
Packaging. Complete, filled transport packages and unit loads - Horizontal impact test methods
МКС 55.180.40
Дата введения 2014-07-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 223 "Упаковка" (ОАО "Научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт тары и упаковки") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 октября 2013 г. N 60-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстанддарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
(Поправка. ИУС N 7-2022).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1519-ст Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 2244-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISО 2244:2000* "Упаковка. Тара транспортная наполненная и грузовые единицы. Методы испытания на горизонтальный удар" ("Packaging - Complete, filled transport packages and unit loads - Horizontal impact tests", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Стандарт дополнен примечаниями к разделам 6 и 7 для обеспечения удобства пользования потребителем.
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/TC 122 "Упаковка", Подкомитетом PC 3 "Выполнение требований и испытаний для средств упаковывания, упаковки и единиц груза" Международной организации по стандартизации (ISO).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов (документов) соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
Настоящий стандарт разработан для обеспечения соблюдения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки"
6 ВЗАМЕН ГОСТ 25064-81
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2022 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт устанавливает методы испытания наполненной транспортной упаковки или грузовых единиц на горизонтальный удар (испытание на горизонтальной или наклонной плоскости и ударное испытание маятниковым прибором).
Испытание может быть проведено как отдельное испытание для определения воздействия горизонтального удара или как часть серии испытаний, предназначенных для определения способности упаковки выдерживать нагрузки в процессе обращения, когда существует опасность горизонтального удара.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание стандарта. Для недатированных - последнее издание (включая любые изменения).
ISО 2206, Packaging - Complete, filled transport packages - Identification of parts when testing (Упаковка. Тара транспортная с товарами. Обозначение частей тары при испытаниях)
ISО 2233, Packaging - Complete, filled transport packages and unit loads - Conditioning for testing (Упаковка. Тара транспортная с товарами и грузовые единицы. Кондиционирование перед испытанием)
В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:
3.1 испытуемый образец (test item): Наполненная транспортная упаковка или грузовая единица.
Испытуемый образец движется с установленной горизонтальной скоростью и останавливается в результате удара передней поверхностью или ребром о вертикальную стенку.
Атмосферные условия, скорость движения и положение испытуемого образца устанавливают заранее.
Особые условия удара создают путем помещения соответствующих профильных элементов между ударной стенкой и ребром испытуемого образца.
5.1 Ударная стенка представляет собой:
a) плоскость, расположенную под углом 10°±1° к вертикальной плоскости (для испытаний на наклонной плоскости);
b) вертикальную плоскость с отклонением в пределах 1° (для испытания на горизонтальной плоскости или испытания маятниковым прибором).
Размеры ударной стенки должны быть больше размеров ударяемой поверхности или выбранного участка испытуемого образца.
Ударная стенка должна быть достаточно жесткой. Деформация любого участка поверхности не должна превышать 0,25 мм при действии на него силы 160 кг/см.
Оборудование должно соответствовать требованиям и допускам, установленным в разделе 7.
5.2 Дополнительные элементы применяют в тех случаях, когда необходимо сосредоточить ударную нагрузку на определенном участке испытуемого образца. Размеры, материал и положение дополнительных элементов должны быть точно определены.
Пример: В центре ударной стенки (5.1) помещают стальной брус длиной 200 мм, сечением (100±1)х(100±1) мм с закругленными ребрами радиусом (5±0,5) мм.
5.3 Установка для испытания на удар. Типы установок, которые могут быть использованы, указаны в 5.3.1-5.3.3.
5.3.1 Установка с наклонной плоскостью (рисунок 1), в которую входят следующие элементы:
5.3.1.1 Двухрельсовый стальной путь, имеющий наклон 10° к горизонтальной плоскости. Наклонная плоскость должна быть разделена на отрезки длиной 50 мм.
5.3.1.2 Двухосная тележка. Поверхностное трение между тележкой и испытуемым образцом должно быть таким, чтобы во время движения тележки до препятствия испытуемый образец не перемещался относительно тележки, но мог свободно перемещаться после удара.
5.3.1.3 Ударная стенка (амортизирующий буфер), отвечающая требованиям 5.1, установленная в конце рельсового пути перпендикулярно к направлению движения тележки.
1 - ударная стенка (амортизирующий буфер); 2 - испытуемый образец; 3 - тележка; 4 - двухрельсовый стальной путь
Рисунок 1 - Установка с наклонной плоскостью
Примечания
1 Рельсовый путь и колеса следует содержать в чистоте.
2 Подшипники колес регулярно смазывают.
3 Ударная стенка может состоять из тяжелых балок, установленных горизонтально поперек передней части установки так, чтобы в случае необходимости можно было устанавливать дополнительные элементы 5.2.
4 Ударную стенку изготовляют так, чтобы тележка могла подъезжать под стенку приблизительно на 100 мм. В этом случае испытуемый образец наталкивается на ударную стенку до остановки тележки.
5 Рекомендуется устанавливать на испытательную установку специальное устройство для предотвращения отбрасывания испытуемого образца назад после удара. Это устройство может включать пружинный или масляный амортизатор.
5.3.2 Установка с горизонтальной плоскостью, состоящая из следующих элементов:
5.3.2.1 Двухрельсовый путь, располагаемый в горизонтальной плоскости.
5.3.2.2 Тележка, перемещаемая механически таким образом, чтобы ее скорость в момент удара соответствовала заданной. Поверхностное трение между испытуемым образцом и тележкой должно быть таким, чтобы во время движения тележки до препятствия испытуемый образец не перемещался по тележке, но мог свободно перемещаться после удара.
5.3.2.3 Ударная стенка (амортизирующий буфер), устанавливаемая в конце рельсового пути перпендикулярно к направлению движения тележки с отклонением в пределах 1°.
5.3.3 Маятниковый прибор, состоящий из прямоугольной платформы, подвешенной за углы на тросах или стальных стержнях так, чтобы в состоянии покоя передний край платформы касался ударной стенки в соответствии с 5.1. Система подвески должна обеспечивать свободное движение платформы, и ее ход должен оставаться таким же после установки на нее испытуемого образца (рисунок 2).
1 - стальной трос или стержень; 2 - ударная стенка; 3 - испытуемый образец; 4 - прямоугольная платформа
Рисунок 2 - Маятниковый прибор
Примечание - Некоторые типы испытуемых образцов, таких как оплетенные бутыли, достаточно подвешивать на одном тросе или стержне.
Во всех случаях система подвески не должна придавать испытуемому образцу вращательное движение.