В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52944, ГОСТ Р 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ 23207, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 моторвагонный подвижной состав (МВПС): Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
3.2 головной вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления. Примечание - Головной вагон может быть моторным или немоторным. [ГОСТ Р 55057-2012, статья 75] |
3.3 моторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон, тяговое и тормозное усилия на кузов которого передаются посредством механической связи обмоторенной колесной пары с кузовом. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 51] |
3.4 немоторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, тяговое усилие на кузов которого передается только через сцепное устройство, а тележки не имеют тяговых двигателей. [ГОСТ Р 55057-2012, статья 76] |
3.5 максимальная населенность вагона: Число пассажиров в вагоне из расчета числа сидящих пассажиров на всех местах, предназначенных для сидения, включая пассажиров в инвалидных колясках, и стоящих пассажиров на свободной для стояния площади в расчете 7 чел/м в случае отсутствия в технической документации на конкретный вид МВПС ограничения числа пассажиров по числу мест для сидения.
3.6 площадь, занимаемая стоящими пассажирами: Площадь вагона, принимаемая для расчета населенности вагона стоящими пассажирами.
3.7 порожнее состояние вагона (состояние тара): Полностью оборудованный и экипированный вагон без пассажиров.
3.8 груженое состояние вагона (состояние брутто): Полностью оборудованный, экипированный и максимально населенный пассажирами вагон с учетом расчетной массы пассажиров.
3.9 максимальная загрузка: Загрузка с учетом максимальной населенности.
3.10 максимальная вертикальная статическая осевая нагрузка: Вертикальная сила, действующая от колёсной пары вагона в состоянии брутто на рельсы.
3.11 рамная сила: Поперечная горизонтальная сила взаимодействия колесной пары с рамой тележки.
3.12 конструкционная скорость МВПС: Наибольшая скорость движения МВПС, указанная в технической документации.
3.13 несущие конструкции: Конструкции МВПС, воспринимающие эксплуатационные нагрузки.
3.14 несущий элемент: Часть конструкции или деталь, воспринимающие эксплуатационные нагрузки.
3.15 экипажная часть МВПС: Конструкция, представляющая собой механическую повозку, обеспечивающую движение МВПС по рельсовой колее и предназначенную для установки силового и вспомогательного оборудования, приводов, тормозной системы.
3.16 непогашенное ускорение: Доля поперечного горизонтального ускорения при движении МВПС в кривой, направленная вдоль оси колесной пары, и определяемая силами, действующими со стороны пути, не компенсированными за счет возвышения наружного рельса.
3.17 базовая часть МВПС: Несущая составная часть конструкции МВПС, которая определяет срок службы МВПС и замена которой до списания МВПС невозможна или нецелесообразна.
Примечание - Базовыми частями МВПС являются рама тележки, промежуточные рамы (балки, брусья и т.п.) второй ступени рессорного подвешивания и кузов.
3.18 надрессорное строение: Совокупность всех подрессоренных конструкций экипажной части.
3.19 макротрещина: Трещина, видимая невооруженным глазом.