ГОСТ Р 54125-2010
(ИСО 12100:2010)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Принципы обеспечения безопасности при проектировании
Safety of machinery and equipment. Principles for safety ensuring while designing
ОКС 13.110
Дата введения 2012-06-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 "Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 819-ст
4 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ИСО 12100:2010* "Безопасность машин. Общие принципы расчета. Оценка рисков и снижение рисков" (ISO 12100:2010 "Safety of machinery - General principles for design - Risk assessment and risk reduction") путем изменения ссылочных стандартов и полного переоформления элемента "Библиография" примененного международного стандарта, которые выделены в тексте курсивом**.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей;
** В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Нормативные ссылки", "Библиография", таблице ДА.1 приложения ДА приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
Внесение указанных технических отклонений направлено на учет целесообразности использования ссылочных национальных стандартов вместо ссылочных международных стандартов и документов.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт определяет основные термины и устанавливает методы и принципы оценки и снижения риска, помогающие конструкторам обеспечить безопасность машин. Эти принципы основаны на знаниях и опыте, полученных в результате конструирования, использования машин и оборудования, анализа их неполадок, несчастных случаев и рисков, связанных с эксплуатацией механизмов; они являются основой для оценки и устранения потенциальной опасности или снижения риска ее возникновения на протяжении всего срока эксплуатации машины.
Предполагается использовать настоящий стандарт как основу для разработки стандартов типа В или типа С. Положения настоящего стандарта должны учитываться конструкторами.
В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы, связанные с безопасностью домашних животных, нанесением ущерба имуществу или окружающей среде.
Настоящий стандарт дает руководящие принципы, касающиеся информации, необходимой для выполнения оценки риска. Описаны процедуры идентификации факторов опасности и оценки риска.
Настоящий стандарт обеспечивает руководящие принципы, касающиеся решений, которые необходимо принять для обеспечения безопасности оборудования, и типа документации, требуемой для проверки выполненной оценки риска и принятых мер по снижению риска.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р ЕН 614-1-2003 Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования. Часть 1. Термины, определения и общие принципы
ГОСТ Р ИСО 9355-1-2009 Эргономические требования к проектированию дисплеев и механизмов управления. Часть 1. Взаимодействие с человеком
ГОСТ Р ИСО 10075-2011 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения
ГОСТ Р ИСО 10075-2-2009 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Часть 2. Принципы проектирования
ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования
ГОСТ Р ИСО 14122-3-2009 Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные. Часть 3. Лестницы и перила
ГОСТ Р МЭК 60079-11-2010 Взрывоопасные среды. Часть 11. Искробезопасная электрическая цепь "i"
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 61508-1-2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 61508-3-2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 3. Требования к программному обеспечению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 машины, механизмы (machine, machinery): Совокупность связанных между собой частей и устройств, минимум одно из которых движется, имеет соответствующий привод, соединенных вместе для определенного применения.
Примечание 1 - Термин "машина" и "механизм" также распространяется на совокупность машин, которые размещаются и управляются таким образом, чтобы функционировать как единое целое.
Примечание 2 - В приложении А приведено общее схематическое изображение машины.
3.2 надежность (машины) (reliability (of a machine)): Способность машины или ее компонентов безотказно выполнять установленные функции при определенных условиях в течение установленного отрезка времени.
3.3 удобство обслуживания (машины) (maintainability (of a machine)): Возможность поддерживать и восстанавливать работоспособность машины путем технического обслуживания и ремонта в соответствии с установленной практикой с использованием предусмотренных для этого средств.
3.4 удобство использования (машины) (usability (of a machine)): Возможность удобного использования машины, благодаря свойствам, которые дают возможность легко понимать ее функционирование.
3.5 вред, ущерб здоровью (harm): Причинение физической травмы или вреда здоровью человека.
3.6 опасность (hazard): Потенциальный источник причинения вреда, ущерба здоровью.
Примечание 1 - Термин "опасность" может быть уточнен в соответствии с причиной ее происхождения (например, механическая опасность, электрическая опасность) или характера потенциального повреждения (например, опасность повреждения электрическим током, опасность пореза, опасность воздействия токсических веществ, опасность возгорания).
Примечание 2 - Опасности, рассматриваемые в данном определении:
- опасности, постоянно присутствующие в процессе использования машины по назначению (например, опасное перемещение подвижных элементов; дуговой разряд в процессе сварки; неудобная поза, вредная для здоровья; шум; высокая температура);
- опасности, возникающие неожиданно (например, взрыв, опасность раздавливания как следствие непреднамеренного/неожиданного пуска, выбросы как следствие аварии, падение как следствие ускорения/замедления).
3.7 характерная опасность (relevant hazard): Опасность, присущая машине или связанная с процессом ее эксплуатации.
Примечание - Характерная опасность является результатом одного из действий, описанных в разделе 5. Если необходимо принятие мер по снижению риска, то такая опасность подходит под определение существенной.
3.8 существенная опасность (significant hazard): Опасность, которая была определена как характерная опасность и которая требует конкретных действий конструктора по ее устранению или снижению риска в соответствии с его оценкой.
3.9 опасное событие (hazardous event): Событие, которое может привести к возникновению ущерба.
Примечание - Опасное событие может быть кратковременным или происходить в течение длительного периода времени.
3.10 опасная ситуация (hazardous situation): Ситуация, возникновение которой может вызвать воздействие на объект опасных и вредных производственных факторов.
Примечание - Такая ситуация может приводить к повреждению сразу же или спустя некоторое время.
3.11 опасная зона, зона риска (hazard zone, danger zone): Пространство внутри машины или вокруг нее, в котором человек может подвергаться опасности.
3.12 риск (risk): Сочетание вероятности нанесения и степени тяжести возможного ущерба или вреда здоровью.
3.13 остаточный риск (residual risk): Риск, остающийся после принятия защитных мер.
Примечание 1 - В настоящем стандарте различаются:
- риск, остающийся после защитных мер, предпринятых конструктором;
- риск, остающийся после всех предпринятых защитных мер.
Примечание 2 - См. рисунок 2.
3.14 общая оценка риска (risk assessment): Общий процесс, включающий в себя анализ и оценку риска.
3.15 анализ риска (risk analysis): Изучение технических требований к машине в части ограничений, идентификация опасности и расчет степени риска.
3.16 расчет степени риска (risk estimation): Определение степени серьезности возможного вреда для здоровья и вероятности того, что такой вред будет нанесен.
3.17 оценка степени риска (risk evaluation): Оценка возможности снижения степени риска, получаемая на основе проведенного анализа.
3.18 адекватное снижение степени риска (adequate risk reduction): Снижение степени риска, как минимум, в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом современного уровня развития техники.
Примечание - Критерии адекватного снижения степени риска установлены в 5.6.2 настоящего стандарта.
3.19 защитные меры (protective measure): Меры, предпринимаемые для адекватного снижения степени риска:
- конструктором (разработка безопасной конструкции машины, средств защиты и дополнительных защитных мер, информации для пользователя);
- пользователем (осуществление безопасной эксплуатации, технический контроль, система допуска к работе; применение дополнительных защитных мер; использование средств индивидуальной защиты; обучение персонала).
Примечание - См. рисунок 2 настоящего стандарта.
3.20 конструктивные защитные меры (inherently safe design measure): Защитные меры, которые либо ограничивают опасности, либо уменьшают риски, связанные с опасностями, путем изменения конструкции или управления характеристиками машины без использования ограждений или защитных устройств.
Примечание - Вопросы, связанные с уменьшением риска путем разработки защитных мер, освещаются в 6.2 настоящего стандарта.
3.21 средства защиты (safeguarding): Средства для защиты людей от опасностей, которые не могут быть полностью устранены, и от рисков, степени которых не могут быть в достаточной мере снижены с помощью мер по разработке безопасной конструкции самой машины.
Примечание - Вопросы, связанные со средствами защиты, приведены в 6.3 настоящего стандарта.
3.22 информация для пользователей (information for use): Меры безопасности, которые состоят из коммуникативных элементов, таких как тексты, слова, знаки, сигналы, символы или диаграммы, применяемые по отдельности или вместе в целях доведения информации до потребителя.
Примечание - Вопросы, связанные с информацией для пользователей, приведены в 6.4 настоящего стандарта.