Статус документа
Статус документа

     

     ГОСТ Р ИСО 9355-1-2009

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДИСПЛЕЕВ И МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ

Часть 1

Взаимодействие с человеком

Ergonomic requirements for the design of displays and control actuators. Part 1. Interactions with human being



ОКС 13.180

Дата введения 2010-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2009 г. N 574-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9355-1:1999* "Эргономические требования к проектированию дисплеев и механизмов управления. Часть 1. Взаимодействие человека с дисплеями и механизмами управления" (ISO 9355-1:1999 "Ergonomic requirements for the design of displays and control actuators - Part 1: Human interactions with displays and control actuators", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.     


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских и международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт предназначен для применения при проектировании дисплеев (устройств отображения и воспроизведения информации) и механизмов управления машин. Настоящий стандарт устанавливает общие принципы взаимодействия оператора с дисплеями и механизмами управления, позволяющие минимизировать ошибки оператора и обеспечить эффективное взаимодействие между оператором и оборудованием. Особенно важно соблюдать эти принципы, если ошибка оператора может привести к травме или нанести вред здоровью персонала.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения):

EN 418, Safety of machinery - Emergency stop equipment, functional aspects - Principles for design (Безопасность оборудования. Функциональные аспекты устройств аварийного останова. Принципы проектирования)

________________     

Заменен на ISO 13850 (2006-11).

EN 614-1, Safety of machinery - Ergonomic design principles - Part 1: Terminology and general principles (Безопасность машин. Эргономические принципы проектирования. Часть 1. Терминология и общие принципы)

________________     

Заменен на EN 614-1+А1 (2009-02).


ISO 9241-10, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 10: Dialogue principles (Эргономические требования к офисным работам с применением видеодисплейных терминалов (VDTs) Часть 10. Принципы построения диалогов)

________________     

Заменен на ISO 9241-110:2006.


ISO 9355-2, Ergonomic requirements for the design of displays and control actuators - Part 2: Displays (Эргономические требования к проектированию дисплеев и механизмов управления. Часть 2. Дисплеи)

ISO 9355-3, Ergonomic requirements for the design of displays and control actuators - Part 3: Control actuators (Эргономические требования к проектированию дисплеев и механизмов управления. Часть 3. Механизмы управления)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 механизмы управления (control actuator): Часть системы управления, приводимая в действие непосредственно оператором, например путем нажатия клавиши.

3.2 дисплей (display): Устройство для представления информации, вид которого может меняться в зависимости от вида представляемой информации [видеодисплеи для представления визуальной информации, устройства воспроизведения для акустических сигналов, устройства отображения тактильной (осязательно воспринимаемой) информации].

_______________

В настоящем стандарте к дисплеям отнесены также устройства отображения (индикация, воспроизведения) информации (сигнала) (Прим. - пер.).

3.3 оператор (operator): Лицо, в обязанности которого входит установка, приведение в действие, управление, регулировка, техническое обслуживание, чистка машин и органов механического управления, их ремонт или транспортировка.

     4 Принципы проектирования взаимосвязей в системе "оператор - производственное задание"


В настоящем стандарте система человек-машина рассматривается как замкнутая система: машина отображает информацию, предназначенную оператору, который использует механизмы управления, чтобы воздействовать на машину, которая, в свою очередь, обеспечивает обратную связь с оператором и т.д.

Системы человек-машина могут включать в себя любое количество структурных элементов или подсистем, в которых оператор взаимодействует с машиной или процессом. Несколько подсистем могут действовать независимо или взаимодействовать друг с другом. Рассматривая требования к конкретной подсистеме человек-машина, важно оценить, как она взаимодействует с системой в целом.

Кроме того, системы человек-машина являются частью более сложных систем. Например, физическая окружающая среда (шум, освещение и т.д.), а также социальная и организационная окружающая среда могут воздействовать на эффективную работу системы человек-машина.

Знание принципов эргономики является основой для успешного внедрения системы человек-машина. В частности, важно обеспечить, чтобы система разрабатывалась на основе интерактивного процесса взаимодействия проектировщика и пользователя. Стандарт EN 614-1 устанавливает основные положения для включения принципов эргономики в процесс проектирования. Эти принципы должны быть приняты во внимание при разработке машин.

Важным аспектом анализа систем человек-машина является определение степени необходимого участия оператора для успешного выполнения производственного задания. Приложение А настоящего стандарта обобщает информацию относительно возможностей людей, взаимодействующих с машинами. Проектировщик должен оценить соответствие возможностей человека его запланированным функциям в системе человек-машина. Если такое соответствие не установлено, то проектировщик должен перепроектировать систему. Результатом модернизации может быть система (подсистема) без привлечения (участия) оператора.

Конкретизацией общего принципа соответствия для системы человек-машина является требование того, чтобы машина и связанные с ней элементы (дисплеи, средства управления, инструкции и т.д.) были пригодны для работы оператора и соответствовали поставленной задаче. Чтобы реализовать этот общий принцип, система человек-машина должна быть разработана так, чтобы учитывались физические, психологические и социальные особенности человека. Ниже в настоящем стандарте приведены принципы эргономики, которые должны быть учтены при проектировании системы человек-машина. В настоящем стандарте также приведены руководящие указания по использованию методов, направленных на реализацию указанных эргономических принципов. Необходимо отметить, что список методов не является исчерпывающим, однако он содержит достаточный перечень практических мер, которые должны быть выполнены при проектировании. Стандарт ИСО 9241-110 содержит дополнительную информацию относительно этих принципов при их применении для программного обеспечения.

При проведении проверки соответствия системы человек-машина установленным эргономическим требованиям необходимо обеспечить такую процедуру, чтобы отобранные решения проходили тестирование в условиях, близких к реальным (см. EN 614-1).

4.1 Соответствие производственному заданию

Система человек-машина соответствует производственному заданию, если она обеспечивает поддержку работы оператора при выполнении производственного задания наиболее безопасным, эффективным и результативным способом.

4.1.1 Принцип распределения функций

После анализа требований производственного задания, возможностей оператора и имеющихся ограничений необходимо определить наиболее рациональное распределение функций между оператором и машиной.

Требование

Следует обеспечить, чтобы при использовании машины оператору не предъявлялись невыполнимые требования, относящиеся, например, к скорости и точности реакции или силе, требуемой для взаимодействия с механизмами управления, или требования повышенного внимания для регистрации небольших изменений в состоянии дисплея.

4.1.2 Принцип понижения сложности

Поскольку должно быть достигнуто соответствие системы требованиям производственного задания, должны быть исследованы возможности понижения сложности задания. Такой анализ должен быть проведен относительно производственного задания, а также типа и объема информации, которую должен обработать оператор.

Требование

При проектировании взаимодействий человек-машина необходимо проанализировать такие характеристики системы, как скорость и точность этих взаимодействий. Должны быть определены факторы, которые влияют на эти характеристики.

Например, если оператор контролирует нахождение системы в пределах допустимых границ, точность считывания информации может быть повышена, если указатели дисплеев расставлены на экране так, чтобы можно было легко определить, отклоняются ли один или несколько из указателей от их нормального положения (см. ИСО 9355-2).

4.1.3 Принцип группировки

Дисплеи и механизмы управления размещают так, чтобы их можно было легко использовать с учетом нижеследующих требований к группировке объектов.

Требование

Если механизмы управления и дисплеи приводятся в действие в установленной последовательности, то информация на экране должна быть размещена в той же последовательности. Такое расположение помогает оператору запомнить эту последовательность, уменьшает время ответной реакции и приводит к уменьшению ошибок.

Если последовательность управляющих воздействий на механизмы управления и дисплеи не установлена, то группировка этих механизмов управления и дисплеев должна быть произведена с учетом следующих воздействующих факторов:

a) значимость для безопасного использования машины;

b) частота использования при обычной работе машины;

c) использование элементов управления в соответствии с последовательностью промежуточных операций (например, управление запуском автомобиля при помощи ключа зажигания, воздушной заслонки и стартера);

d) функциональная зависимость элементов (например, при управлении стеклоочистителем и омывателем стекол на автомобиле).

Вышеупомянутые факторы не являются взаимоисключающими, и некоторые элементы могут появляться в разных сочетаниях с другими.

Следовательно, размещение дисплеев и механизмов управления должно быть произведено так, чтобы:

a) важные и часто используемые элементы находились в самых доступных местах;

b) элементы последовательности промежуточных операций были размещены вместе;

c) функционально связанные элементы были расположены в группах с визуальным и пространственным отделением от других элементов.

Особо важные дисплеи и механизмы управления, например используемые в аварийных ситуациях, должны быть спроектированы и установлены так, чтобы они могли быть использованы быстро и безошибочно. Руководящие указания по работе с устройствами аварийной остановки приведены в EN 418.

4.1.4 Принцип идентификации

Механизмы управления и дисплеи должны быть легко идентифицируемыми.

Требование

Метки, знаки и другие символы должны быть нанесены непосредственно на соответствующие механизмы управления и дисплеи или размещены рядом с ними, чтобы они были видны при работе. Предпочтительным является размещение таких средств идентификации на механизме управления и дисплее или несколько выше.

4.1.5 Принцип производственных связей

Взаимосвязанные механизмы управления и дисплеи должны быть размещены так, чтобы была отражена связь выполняемых ими операций.

Требование

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs