ГОСТ ISO 11169-2011
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ, МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ
Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем
Wheeled tractors for timber industry and forestry, wheeled logging and forest machines. Performance requirements and test methods for brake systems
МКС 65.060.80
Дата введения 2013-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 ноября 2011 г. N 40)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1404-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 11169-2011 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 11169:1993* "Машины для лесного хозяйства. Колесные машины специального назначения. Словарь, методы определения эксплуатационных характеристик и критерии оценки тормозных систем" ("Machinery for forestry. Wheeled special machines. Vocabulary, performance test methods and criteria for brake systems", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 11169-2000
_______________________
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1404-ст ГОСТ Р ИСО 11169-2000 отменен с 1 января 2013 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 8, 2024 год, введенная в действие с 24.05.2024
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на лесопромышленные и лесохозяйственные колесные тракторы, лесозаготовительные и лесохозяйственные колесные машины (далее - машины), определенные ISO 6814, и устанавливает требования к эффективности тормозных систем и методы их испытаний.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ISO 6814:1983, Machinery for forestry - Mobile and self-propelled machinery - Terms, definitions and classification (Машины для лесного хозяйства мобильные и самоходные. Термины и определения)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 тормозная система: Совокупность устройств, предназначенных для снижения скорости и остановки движущейся машины или для фиксирования ее неподвижности во время стоянки. Тормозная система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза.
3.1.1 рабочая тормозная система: Основная система, используемая для остановки и удерживания машины.
3.1.2 запасная тормозная система: Система, используемая для остановки машины в случае любого единичного отказа рабочей тормозной системы.
3.1.3 стояночная тормозная система: Система, используемая для удержания остановленной машины на месте.
3.1.4 замедлитель: Вспомогательная тормозная система, способная создавать и поддерживать сопротивление движению машины в течение длительного времени без значительного снижения эффективности торможения, а также используемая для снижения скорости машины при движении вниз по уклону.
3.1.5 Элементы тормозной системы
3.1.5.1 орган (органы) управления: Элемент (элементы), на который непосредственно воздействует оператор с целью создания усилия, передаваемого к тормозу (тормозам).
3.1.5.2 привод: Совокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь.
3.1.5.3 тормоз (тормоза): Составная часть, которая непосредственно прилагает усилие, противодействующее движению машины. Тормоза могут быть, например, фрикционными, электрическими или гидравлическими.
3.2 общая составная часть: Составная часть, участвующая в работе двух или более тормозных систем.
3.3 эксплуатационная масса машины: Масса машины, которая включает в себя наиболее тяжелые сочетания по массе элементов машины, определенные изготовителем (лебедка, отвал, валочная головка, захват и т.д.), и составные части (кабина, устройство защиты и т.д.) машины, полностью заправленной топливом, маслами, смазками и специальными жидкостями, а также оператора массой 75 кг.
Масса погрузочно-транспортной машины включает полезный груз, указанный изготовителем.
3.4 тормозной путь : Расстояние, которое проходит машина от точки, в которой первоначально включается орган управления тормозами, до точки, в которой машина полностью останавливается.
3.5 среднее замедление : Среднее значение изменения скорости машины от момента первоначального включения органа управления тормозами до полной остановки машины. Среднее замедление, м/с, вычисляют по формуле
, (1)
где - скорость машины непосредственно перед включением органа управления тормозами, м/с;
- тормозной путь, м.
3.6 приработка: Процедура приведения в надлежащее состояние тормоза (тормозов) машины.
3.7 давление тормозной системы: Давление в воздушном или гидравлическом резервуаре (ресивере).
3.8 давление в системе привода тормоза: Давление воздуха или рабочей жидкости, определяемое в месте тормозной системы, установленном изготовителем.
3.9 испытательный участок: Площадка, отвечающая установленным требованиям, на которой проводятся испытания.
3.10 холодные тормоза: Тормоза машины считают холодными при выполнении одного из следующих условий:
a) тормоза не должны приводиться в действие в течение предыдущего часа, кроме операций, предусмотренных в 6.9;
b) температура, измеренная на тормозном диске или на наружной поверхности барабана, ниже 100 °С;
c) в случае полностью закрытых тормозов, в том числе тормозов, работающих в масле, температура, измеренная на наружной поверхности корпуса, не должна превышать 50 °С или должна находиться в пределах, установленных изготовителем.
Погрешность средств измерений должна соответствовать требованиям таблицы 1.
Таблица 1 - Погрешность средств измерений
Наименование параметра | Погрешность средств измерений, % |
Давление в тормозной системе, кПа | ±3,0 |
Скорость машины, км/ч | ±3,0 |
Масса машины, кг | ±2,5 |
Тормозной путь, м | ±1,0 |
Усилие на органе управления тормозами, Н | ±3,0 |
Уклон, % | ±1 |
5.1 Требования к тормозным системам
5.1.1 Машины должны быть оборудованы:
а) рабочей тормозной системой;
b) запасной тормозной системой;
c) стояночной тормозной системой.
Ни одна из указанных систем не должна быть кинематически связана с колесом через муфту сцепления или коробку передач.
Все органы управления тормозных систем должны быть расположены в доступном и удобном для оператора месте.
5.2 Общие составные части
Тормозные системы могут иметь общие составные части. При отказе любой одной составной части, кроме шины, тормозные системы должны обеспечивать остановку машины в соответствии с требованиями к эффективности запасной тормозной системы (7.6.1).