Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

ГОСТ ISO 11512-2011

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ГУСЕНИЧНЫЕ, МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ГУСЕНИЧНЫЕ

Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем

Tracked tractors for timber industry and forestry, tracked logging and forest machines. Performance requirements and test methods for brake systems



МКС 65.060.80

Дата введения 2013-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" ("ВНИИНМАШ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 ноября 2011 г. N 40)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1405-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 11512-2011 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 11512:1995 "Машины лесные. Гусеничные специальные машины. Критерии оценки рабочих характеристик тормозных систем" ("Machinery for forestry - Tracked special machines - Performance criteria for brake systems", IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6)

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.

8 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 11512-2000*

_____________________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1405-ст ГОСТ Р ИСО 11512-2000 отменен с 1 декабря 2013 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на лесопромышленные и лесохозяйственные гусеничные тракторы, лесозаготовительные и лесохозяйственные гусеничные машины (далее - машины), определенные ISO 6814, и устанавливает требования к эффективности тормозных систем и методы их испытаний.

     2 Нормативные ссылки

        

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения):

ISO 6814:1983, Machinery for forestry - Mobile and self-propelled machinery - Terms, definitions and classification (Машины для лесного хозяйства мобильные и самоходные. Термины и определения)

____________________

Заменен на ISO 6814:2009.

     3 Определения и обозначения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1 тормозная система: Совокупность устройств, предназначенных для снижения скорости и остановки движущейся машины или для фиксирования ее неподвижности во время стоянки. Тормозная система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза.

3.1.1 рабочая тормозная система: Основная система, используемая для остановки и удерживания машины.

3.1.2 запасная тормозная система: Система, используемая для остановки машины в случае любого единичного отказа рабочей тормозной системы.

3.1.3 стояночная тормозная система: Система, используемая для удержания остановленной машины на месте.

3.2 Элементы тормозной системы

3.2.1 орган (органы) управления: Элемент (элементы), на который непосредственно воздействует оператор с целью создания усилия, передаваемого к тормозу (тормозам).

3.2.2 привод: Совокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь.

3.2.3 тормоз (тормоза): Составная часть, которая непосредственно прилагает усилие, противодействующее движению машины. Тормоза могут быть, например, фрикционными, электрическими или гидравлическими.

3.3 общая составная часть: Составная часть, участвующая в работе двух или более тормозных систем.

3.4 эксплуатационная масса машины: Масса машины, которая включает наиболее тяжелые сочетания по массе элементов машины, определенные изготовителем (лебедка, отвал, валочная головка, захват и т.д.), и составные части (кабина, устройство защиты и т.д.), полностью заправленная топливом, маслами, смазками и специальными жидкостями, включая оператора массой 75 кг.

Масса погрузочно-транспортной машины включает полезный груз, указанный изготовителем.

3.5 угол преодолеваемого подъема : Максимальный угол, от 25° до 45°, не превышающий угла статического продольного опрокидывания машины, который машина может преодолеть в транспортном режиме, определенном по 5.1, при коэффициенте сцепления с грунтом, равным 1 (отсутствие проскальзывания гусеничного движителя).

Угол преодолеваемого подъема может быть определен на заранее подготовленном уклоне или рассчитан по формуле через тяговое усилие, определяемое по 5.2.

Угол , град, преодолеваемого подъема, на котором должно обеспечиваться горизонтальное тяговое усилие, вычисляют по формуле

,                                                      (1)


где - тяговое усилие, Н;

- эксплуатационная масса машины, кг, определенная по 3.4;

    - ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с.

     4 Общие требования

4.1 Требования к тормозным системам

4.1.1 Машины должны быть оборудованы:

a) рабочей тормозной системой;

b) запасной тормозной системой;

c) стояночной тормозной системой.

Допускается не предусматривать на машине автономную запасную тормозную систему, если ее функции выполняет стояночная тормозная система или рабочая тормозная система, привод которой устроен таким образом, что при возникновении неисправностей в какой-либо его части обеспечивается эффективное торможение машины.

4.1.2 Ни одна из указанных систем не должна содержать отключающее устройство типа муфта или коробка передач, которое допускает отключение тормоза (тормозов). Это требование не относится к элементам, указанным в 4.1.3 и 4.1.4.

4.1.3 Отключающие устройства тормоза при буксировке поврежденных машин должны быть расположены вне кабины оператора.

4.2 Органы управления тормозными системами

4.2.1 Требование к органам управления

Все органы управления тормозными системами должны быть расположены в доступном и удобном для оператора месте.

4.2.2 Отключение и повторное применение тормозов

Органы управления запасной и стояночной тормозными системами должны быть устроены так, что после их включения в действие нельзя было отключить запасной тормоз с рабочего места оператора, если конструкцией не предусмотрена возможность немедленного и повторного включения запасной тормозной системы с рабочего места оператора.

4.2.3 Автоматическое управление

Запасная и стояночная тормозные системы могут приводиться в действие автоматически.

4.2.4 Усилия на органах управления

Максимальные усилия на органах управления тормозными системами приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Максимальное усилие на органах управления тормозными системами

Тип органа управления

Максимальное значение усилия, Н

Управление пальцем

20

Управление кистью рук:


- вверх

400

- вниз

300

Ножная педаль (ступня)

600

Ножная педаль (лодыжка)

350

4.3 Общие составные части

Тормозные системы могут иметь общие составные части. При отказе любой одной составной части тормозные системы должны обеспечивать остановку машины в соответствии с требованиями к эффективности запасной тормозной системы согласно разделу 6.