ГОСТ Р 51318.12-2012
(СИСПР 12:2009)
Группа Э02
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совместимость технических средств электромагнитная
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, МОТОРНЫЕ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВА С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РАДИОПОМЕХ
Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных средств
Electromagnetic compatibility of technical equipment. Vehicles, boats and devices with internal combustion engines. Radio disturbance characteristics. Limits and methods for the protection of off-board receivers
ОКС 27.020; 33.100.10
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН ЗАО "Научно-испытательный центр "САМТЭС" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1518-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту СИСПР 12:2009* "Транспортные средства, моторные лодки и двигатели внутреннего сгорания. Характеристики радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных объектов" (CISPR 12:2009 "Vehicles, boats and internal combustion engines - Radio disturbance characteristics - Limits and methods of measurement for the protection of off-board receivers").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, выделены в тексте стандарта курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51318.12-99 (СИСПР 12-97)
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Предисловие
Международный стандарт СИСПР 12:2009 подготовлен Международным специальным комитетом по радиопомехам (СИСПР), подкомитетом D "Электромагнитные помехи, относящиеся к электрическому/электронному оборудованию транспортных средств и устройствам с двигателями внутреннего сгорания".
Настоящая консолидированная версия СИСПР 12:2009 включает в себя стандарт СИСПР 12:2007 (шестое издание) и Изменение 1 (2009) к нему.
Техническое содержание СИСПР 12:2009 идентично содержанию СИСПР 12:2007 и его Изменению 1, оно было подготовлено для удобства пользователя.
Введение к СИСПР 12:2009
Установлена насущная необходимость в стандартах, определяющих приемлемое качество функционирования всех электрических/электронных продуктов при создании ими/воздействии на них радиочастотных помех. Стандарт СИСПР 12:2009 разработан для того, чтобы обеспечить автомобильную промышленность и другие отрасли промышленности методами испытаний и нормами, служащими для защиты радиоприема.
Стандарт СИСПР 12:2009 в течение многих лет использовался как руководящий документ во многих странах для обеспечения защиты радиоприемников в жилых зонах. Он показал себя очень эффективным для защиты радиосреды вне транспортных средств.
Нормы, установленные в настоящем стандарте, предназначены для защиты вещательных приемников в полосе частот от 30 до 1000 МГц, применяемых в жилых зонах (см. рисунок 1). Соответствие требованиям настоящего стандарта не может обеспечить адекватную защиту средств радиосвязи новых видов, применяемых в жилых зонах на расстоянии менее 10 м от транспортных средств, моторных лодок или других устройств.
Рисунок 1 - Схема воздействия радиопомех, создаваемых транспортными средствами на вещательные приемники
Примечание - Как показывает опыт, соответствие требованиям настоящего стандарта может обеспечить соответствующую защиту радиоприемников, используемых в жилых зонах, при других видах передач, включая радиопередачи в полосах частот, отличных от указанных выше.
Настоящий стандарт распространяется на индустриальные радиопомехи (излучения электромагнитной энергии), которые могут нарушить радиоприем, создаваемые:
a) транспортными средствами, приводимыми в движение двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями или теми и другими (см. 3.1);
b) моторными лодками, приводимыми в движение двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями или теми и другими (см. 3.2). Моторные лодки испытывают так же, как и транспортные средства, за исключением случаев, когда они имеют особые характеристики, как это четко определено в настоящем стандарте;
c) устройствами, имеющими двигатели внутреннего сгорания или тяговые батареи (см. 3.3).
Схема, помогающая понять применение настоящего стандарта, приведена в приложении G.
Настоящий стандарт не распространяется на самолеты, системы с электротягой (железнодорожный транспорт, трамвай и троллейбус) и на неукомплектованные транспортные средства. Если троллейбус работает в двойном режиме (т.е. приводится в движение от источника электропитания постоянного или переменного тока или двигателями внутреннего сгорания), должна рассматриваться только система внутреннего сгорания, а система, связанная с источником электропитания постоянного или переменного тока, не входит в область применения настоящего стандарта.
Примечание - Защита приемников, использующихся на тех же транспортных средствах, на которых находится и источник (источники) радиопомех, относится к области применения ГОСТ Р 51317.25*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 51318.25. - Примечание изготовителя базы данных.
Измерения электромагнитных помех во время зарядки транспортного средства через сеть электропитания не входят в область применения настоящего стандарта.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55055-2012 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения
ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ Р 51318.25-2012 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах
ГОСТ Р 51318.16.1.1-2007 (СИСПР 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радиопомех
ГОСТ Р 51318.16.1.3-2007 (СИСПР 16-1-3:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-3. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения мощности радиопомех
ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам
ГОСТ Р 51318.16.2.3-2009 (СИСПР 16-2-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-3. Методы измерений параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение излучаемых радиопомех
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55055, ГОСТ Р 50397, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 транспортное средство (vehicle): Машина, работающая на суше и предназначенная для перевозки людей или товаров.
Примечание - Примерами транспортных средств являются легковые автомобили, грузовики, автобусы, мопеды, сельскохозяйственные машины, землеройные машины, погрузочно-разгрузочное оборудование, шахтное оборудование, машины для обработки пола, аэросани и т.п.
3.2 лодка (boat): Судно длиной более 15 м, предназначенное для использования на воде.
3.3 устройство (device): Машина, приводимая в действие двигателем внутреннего сгорания, не предназначенная для перевозки людей и грузов.
Примечание - К устройствам относят цепные бензопилы, ирригационные насосы, снегоочистители, воздушные компрессоры, оборудование для ухода за садом, машины для обработки пола и т.п.
3.4 импульсные помехи от системы зажигания (impulsive ignition noise): Мешающее излучение электромагнитной энергии, которое в основном является импульсным, создаваемое системой зажигания транспортного средства, моторной лодки или устройства.
3.5 помехоподавляющее устройство системы зажигания (ignition noise suppressor): Часть высоковольтной цепи системы зажигания, предназначенная для ограничения излучения импульсных помех от системы зажигания.
3.6 открытая измерительная площадка [outdoor test site (OATS)]: Площадка для проведения измерений, аналогичная площадке, описанной в ГОСТ Р 51318.16.1.4, за исключением того, что не требуется пластина заземления и размеры площадки иные.
Примечание - Особые требования установлены в настоящем стандарте.
3.7 резистивная щетка распределителя (resistive distributor brush): Резистивная зажимная щетка в крышке распределителя системы зажигания.
3.8 частотный интервал (frequency sub-band): Часть полосы частот (30-1000 МГц), используемая для оценки результатов испытаний, полученных при испытаниях с качанием частоты.
3.9 представительная частота (representative frequency): Выделенная частота из частотного интервала, используемая для сравнения данных с нормой.
3.10 характерный уровень (characteristic level): Контрольный (или доминирующий) уровень излучения в каждом частотном интервале. Характерный уровень представляет собой максимальное измеренное значение, полученное при обеих поляризациях антенны для всех положений измерений транспортного средства, моторной лодки или устройства. Известные сигналы окружающей среды не рассматривают как часть характерного уровня.
3.11 следящий генератор сигналов (tracking generator): Генератор испытательного сигнала (незатухающее колебание), частота которого связана с частотой измерительного приемника.
3.12 мощность радиочастотной помехи (RF disturbance power): Мощность радиочастотной помехи, измеренная трансформатором тока поглощающих клещей и измерительным радиочастотным прибором. Помеха может быть измерена как напряжение индустриальной радиопомехи в режиме пикового или квазипикового детектирования.
3.13 искровой разряд (spark discharge): В настоящем стандарте - разряд энергии, накопленной в катушке системы зажигания, в дуге на электродах измерительной свечи зажигания.
3.14 высоковольтный резистивный кабель системы зажигания [resistive high-voltage (HV) ignition cable]: Кабель системы зажигания, проводник которого имеет высокое сопротивление (затухание).
3.15 жилая зона (residential environment): Зона, в которой защитное расстояние между источником помех и точкой радиоприема равно 10 м и источник помех подключен к общественной низковольтной системе электроснабжения или батарее.
Примечание - К жилым зонам относят жилые дома, коммерческие предприятия, развлекательные заведения, театры, школы, улицы и т.д.
3.16 тяговые батареи (traction batteries): Мощные батареи, используемые в электрическом транспорте.
В полосе частот 30-1000 МГц транспортные средства, моторные лодки, устройства должны соответствовать:
- нормам средних значений, если транспортные средства, моторные лодки, устройства находятся в режиме "Ключ зажигания включен, двигатель не работает" (см. 5.3.2.1);