Статус документа
Статус документа

СП 120.13330.2012 Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 (с Изменениями N 1-4)

     5.16.5 Система противодымной защиты (СПЗ) метрополитена*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 2.

5.16.5.1 Система противодымной защиты (СПЗ) метрополитена включает в себя: СПЗ станционных комплексов, СПЗ перегонных двухпутных и/или однопутных тоннелей, СПЗ пассажирских зон и СПЗ блоков служебных и технических помещений.

СПЗ предназначена для защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей наружу или в безопасную зону, а также создания условий для работы пожарно-спасательных подразделений.

Проектные решения по СПЗ должны разрабатываться с учетом требований [60], для подземных сооружений метрополитена - по настоящему своду правил, для наземных сооружений метрополитена - по СП 7.13130.

Системы противодымной защиты СПЗ путей эвакуации на станции и в перегонных тоннелях должны обеспечивать безопасную эвакуацию пассажиров и персонала и незадымление прилегающих к станции тоннелей при пожаре с разработкой на стадии "Проектная документация" алгоритма срабатывания и взаимодействия вентиляционных систем.

При пожаре в вагоне подвижного состава на станции или при пожаре (задымлении) на перегоне для обеспечения противодымной защиты путей эвакуации установки тоннельной вентиляции переключаются в аварийный режим. Режимы работы вентагрегатов в этом случае определяются на основании алгоритма работы тоннельной вентиляции в режиме противодымной защиты. Алгоритмы разрабатываются на стадии "Проектная документация".

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

5.16.5.2 Для системы противодымной защиты пассажирских зон на станции следует использовать один или несколько элементов СПЗ:

а) систему тоннельной вентиляции;

б) приточно-вытяжные системы противодымной вентиляции;

в) подпорные вентиляционные установки в вестибюлях;

г) противодымные экраны в верхней части платформенного (среднего) зала станции для создания дымовых зон с высотой от поверхности пути эвакуации не более 2,5 м;

д) объемно-планировочные и конструктивные решения, предотвращающие распространение опасных факторов пожара за пределы очага пожара;

е) систему вентиляции с раздельным проветриванием перегонных тоннелей;

ж) удаление дыма из верхней зоны платформенных залов станций;

и) увеличение производительности вентиляционных установок тоннельной вентиляции.

Системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции для защиты вестибюлей должны обеспечивать блокирование и/или ограничение распространения продуктов горения в помещения безопасных зон и по путям эвакуации людей, в том числе с целью создания необходимых условий пожарным подразделениям для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и локализации очага пожара.

5.16.5.3 СПЗ участков линий с однопутными и двухпутными перегонными тоннелями должна обеспечивать эвакуацию людей из подземных сооружений при пожаре в основном системой тоннельной вентиляции. При невозможности достижения целей противодымной защиты при помощи тоннельной вентиляции необходимо применять специальные системы дымоудаления и/или конструктивные решения по ограничению распространения опасных факторов пожара по длине тоннеля.

На участках линий метрополитена с однопутными тоннелями, а также на участках с двухпутными тоннелями, разделенными глухой вертикальной перегородкой на два транспортных отсекам*, необходимо предусматривать систему тоннельной вентиляции с раздельной вентиляцией перегонных тоннелей.

________________

* Текст соответствует тексту Изменения N 2. - Примечание изготовителя базы данных.


На участках линий метрополитена с двухпутными тоннелями без разделения на два транспортных отсека необходимо предусматривать систему тоннельной вентиляции с вентиляционным каналом в верхней части тоннеля с дымоприемными отверстиями с шагом, определяемым расчетом, но не более 100 м.

Для реверсивных вентиляторов станционной УТВ необходимо предусматривать максимальную производительность в режиме вытяжки.

5.16.5.4 СПЗ в однопутных перегонных тоннелях должна обеспечивать направление воздушного потока навстречу эвакуирующимся людям и его устойчивость на участках, склонных к изменению направления воздушного потока (при эвакуации людей в одном направлении от очага пожара) в соответствии с 5.16.5.10.

ПДЗ путей эвакуации в перегонных тоннелях должна обеспечивать направление воздушного потока навстречу эвакуирующимся людям и его устойчивость на участках, склонных к изменению направления воздушного потока (при эвакуации людей в одном направлении от очага пожара).

5.16.5.5 Работу системы тоннельной вентиляции в аварийных режимах следует рассчитывать для следующих случаев:

- для станции - при пожаре вагона в центре поезда только на одном из путей станции;

- для перегона (при невозможности выполнения требований 16.6.4) - при пожаре в головном, хвостовом, среднем вагонах движущегося поезда на 1-м и 2-м путях каждого полуперегона;