ГОСТ Р 54619-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная навигационная спутниковая система
СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ
Протоколы обмена данными автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях
Global navigation satellite system. Accident emergency response system. Protocols of data transmission from in-vehicle emergency call system/device to emergency response system infrastructure*
_____________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
ОКС 33.070.40
Дата введения 2012-09-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения стандартов организаций - ГОСТ Р 1.0-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Навигационно-информационные системы" (ОАО "НИС") и Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий".
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 754-ст
4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных документов*:
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
- Технические требования (TS) Европейского института стандартов электросвязи (European Telecommunications Standards Institute, ETSI) и партнерской Ассоциации групп телекоммуникационных компаний (3rd Generation Partnership Project (3GPP) к системе и протоколам передачи данных применительно к общеевропейской системе eCall;
- Технические требования (TS) Европейского института стандартов электросвязи (European Telecommunications Standards Institute, ETSI) к цифровым телекоммуникационным сетям в части сервиса отправки и приема коротких сообщений
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 22.04.2014 N 397-ст c 01.09.2014
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2014 год
Введение
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях" и является одним из базовых стандартов комплекса.
Система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" предназначена для снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных чрезвычайных ситуаций на дорогах Российской Федерации посредством уменьшения времени реагирования экстренных оперативных служб.
Настоящий стандарт описывает протокол обмена данными между автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб и инфраструктурой оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и связанный с ним протокол поддержки услуг, включая базовую услугу экстренного реагирования при авариях.
Настоящий стандарт предоставляет все необходимые данные о формате и правилах передачи сообщений и должен использоваться для разработки подсистем передачи данных на стороне автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб и оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
Основные положения настоящего стандарта взаимоувязаны с основополагающими национальными стандартами комплекса стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях":
ГОСТ Р 54620-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ Р 54721-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Общий порядок оказания системой базовой услуги
В настоящем стандарте учтены основные положения соответствующих международных стандартов и международных документов:
- по общеевропейской системе безопасности в экстренных ситуациях eCall - в части состава передаваемого автомобильной системой минимального набора данных;
- по мобильной (подвижной связи) - в части передачи данных с использованием SMS-сообщений.
Настоящий стандарт предназначен для использования:
- производителями автомобильных систем/устройств экстренного реагирования при авариях (терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС");
- автопроизводителями;
- оператором системы "ЭРА-ГЛОНАСС";
- разработчиками и поставщиками услуг на основе навигационно-информационной платформы системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Настоящий стандарт распространяется на систему экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система).
Настоящий стандарт устанавливает требования к протоколам обмена данными между автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб и инфраструктурой системы "ЭРА-ГЛОНАСС", включая требования к протоколу обмена данными, связанными с предоставлением системой "ЭРА-ГЛОНАСС" базовой услуги по ГОСТ Р 54721 в целях выполнения требований технического регламента [6] и ГОСТ Р 54620.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1-99 Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель
ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения
ГОСТ Р 54620-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ Р 54721-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Общий порядок оказания системой базовой услуги
ГОСТ 7.75-97 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименований языков
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1, ГОСТ Р 54620, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; (АС): Система или устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства при помощи сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.
Примечания
1 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категории М1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [7], [8], и N1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [8].
2 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категории М1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [7], [8], и N1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [8], а также транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3.
3 Сроки оснащения транспортных средств системами/устройствами вызова экстренных оперативных служб устанавливаются в [6].
4 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.
5 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве устанавливаются в [6].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1.2 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1.3 протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства
3.1.4 сервис: Элемент инфраструктуры телематической платформы системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", обеспечивающий функциональное выполнение алгоритма той или иной услуги, оказываемой системой, с использованием протокола уровня поддержки услуг.
3.1.5 система экстренного реагирования при авариях; система "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и при иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Российской Федерации, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.
Примечание - Аналогом системы "ЭРА ГЛОНАСС" является общеевропейская система eCall (emergency call), с которой система "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе МНД; единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства, и др.).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1.6 услуга системы "ЭРА-ГЛОНАСС" базовая: Результат функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС", состоящий в формировании и передаче экстренных сообщений о дорожно-транспортных происшествиях, приеме, обработке и доведении указанных сообщений в единую дежурно-диспетчерскую службу системы-112 и обеспечении установления (коммутации) двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.
3.1.7 система-112: Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
3.1.8 единый номер "112": Единый номер вызова экстренных оперативных служб, установленный в российской системе и плане нумерации.
3.1.9 оператор системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" (оператор системы): Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации системы "ЭРА-ГЛОНАСС", в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базе данных.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения
НИС | - навигационно-информационные системы; | |||
ОЗУ | - оперативное запоминающее устройство; | |||
ПО | - программное обеспечение; | |||
ППУ | - протокол уровня поддержки услуг; | |||
ПТУ | - протокол транспортного уровня; | |||
ТП | - телематическая платформа; | |||
ТС | - транспортное средство; | |||
цифровая подпись | - информация в электронной форме, которая используется для идентификации отправителя данных; | |||
ЭРА | - экстренное реагирование на аварии; | |||
СР-1251 | - CodePage CP1251 (набор символов и кодировка, являющаяся стандартной 8-битной кодировкой для всех русских версий Microsoft Windows); | |||
CRC-8(16) | - Cyclic Redundancy Code (циклический избыточный код); | |||
DNS | - Domain Name System (система доменных имен); | |||
eCall | - Emergency Call (общеевропейская система экстренного реагирования при авариях); | |||
EGTS | - Era Glonass Telematics Standard (телематический стандарт для системы "ЭРА-ГЛОНАСС"); | |||
FTP | - File Transfer Protocol (протокол передачи файлов); | |||
IP | - Internet Protocol (межсетевой протокол); | |||
GSM | - Global System for Mobile communications (глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи); | |||
HTTP | - HyperText Transfer Protocol (протокол передачи гипертекста); | |||
IMAP | - Internet Message Access Protocol (протокол прикладного уровня для доступа к электронной почте); | |||
ISDN | - Integrated Services Digital Network (цифровая сеть с интеграцией обслуживания); | |||
Little-endian | - младший байт вперед (порядок следования байт); | |||
NGTP | - Next Generation Telematics Protocol (телематический протокол следующего поколения. Архитектура и концепция построения); | |||
OSI | - Open Systems Interconnection Basic Reference Model (базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем - абстрактная сетевая модель для коммуникаций и разработки сетевых протоколов); | |||
PDU | - Protocol Description Unit (элемент описания протокола); | |||
POP3 | - Post Office Protocol Version 3 (протокол почтового отделения, версия 3); | |||
SC | - Service Center (сервис-центр, ответственный за обработку, хранение и передачу SMS-сообщений получателям); | |||
SIM | - Subscriber Identification Module (модуль идентификации абонента); | |||
SME | - Short Message Entity (объекты, способные отправлять и получать SMS-сообщения); | |||
SMS | - Short Message Service (сервис коротких сообщений); | |||
SMSC | - Short Message Service Center (центр обработки коротких сообщений); | |||
SMTP | - Simple Mail Transfer Protocol (простой протокол передачи почты); | |||
TCP | - Transmission Control Protocol (протокол управления передачей); | |||
TFTP | - Trivial File Transfer Protocol (простой протокол передачи файлов); | |||
telnet | - TErminaL NETwork (сетевой протокол для реализации текстового интерфейса по сети); | |||
UDP | - User Datagram Protocol (протокол пользовательских дейтаграмм). |