Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54721-2011

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Общий порядок оказания системой базовой услуги

Global navigation satellite system. Accident emergency response system. General base service description



ОКС 33.020*

______________     

* В ИУС 1-2013 ГОСТ Р 54721-2011 приводится с ОКС 33.070.40. -

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2012-09-01

          


Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Навигационно-информационные системы" (ОАО "НИС") и Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий"

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 882-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 22.04.2014 N 396-ст c 01.09.2014

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2014 год           

 

Введение

Система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" (система "ЭРА-ГЛОНАСС") предназначена для снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных чрезвычайных происшествий на дорогах Российской Федерации посредством уменьшения времени реагирования экстренных оперативных служб.

Система "ЭРА-ГЛОНАСС" состоит из устанавливаемых на транспортных средствах автомобильных систем/устройств вызова экстренных оперативных служб и территориально распределенных на территориях субъектов Российской Федерации элементов инфраструктуры (навигационно-информационных центров и региональных коммутационных узлов). Требования по оснащению транспортных средств системами/устройствами вызова экстренных оперативных служб и существенные требования к указанным системам/устройствам установлены в техническом регламенте [6].

Базовая услуга, оказываемая системой "ЭРА-ГЛОНАСС", состоит в автоматическом формировании, обработке, хранении и доведении экстренных сообщений о дорожно-транспортных происшествиях в систему-112 или иную смежную систему на территории субъекта Российской Федерации и обеспечении установления (коммутации) двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.

Система "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована с создаваемой общеевропейской системой eCall по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе экстренного сообщения, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства, и др.).

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях" и определяет общий порядок оказания системой "ЭРА-ГЛОНАСС" базовой (основной) услуги.

Основные положения настоящего стандарта взаимоувязаны с основополагающими национальными стандартами комплекса стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях":

ГОСТ Р 54620-2011 "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования";

ГОСТ Р 54619-2011 "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протоколы обмена данными автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях".

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на систему экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и устанавливает общий порядок оказания системой базовой услуги.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 53801-2010 Связь федеральная. Термины и определения

ГОСТ Р 54619-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протоколы обмена данными автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях

ГОСТ Р 54620-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 53801, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; (АС): Система или устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства при помощи сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания

1 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категории М1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [7], [8], и N1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [8].

2 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категории М1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [7], [8], и N1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [8], а также транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3.

3 Сроки оснащения транспортных средств системами/устройствами вызова экстренных оперативных служб устанавливаются в [6].

4 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.

5 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве устанавливаются в [6].


(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.1.2 вызов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" экстренный (экстренный вызов): Телефонный вызов на единый номер "112" (с одним из установленных идентификаторов категории обслуживания), инициируемый автомобильной системой вызова экстренных оперативных служб, обслуживаемый сетью (сетями) сотовой (подвижной радиотелефонной) связи.

Примечание - Экстренный вызов осуществляется с целью передачи экстренного сообщения АС и установления двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.

3.1.3 дежурно-диспетчерская служба; ДДС: орган управления экстренной оперативной службы, функционирующий в круглосуточном режиме и предназначенный для оперативного управления подчиненными силами и средствами.

3.1.4 краткий ссылочный идентификатор; КСИ: Сокращенная форма идентификатора вызова системы "ЭРА-ГЛОНАСС", ограниченная текущим и недавними инцидентами, предназначенная для устной передачи информации операторскому персоналу центра обслуживания вызовов системы-112 и позволяющая получить доступ к сообщению системы "ЭРА-ГЛОНАСС" через сеть Интернет.

3.1.5 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый автомобильной системой вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

3.1.6 навигационно-информационный центр; НИЦ: Элемент инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенный для приема, учета, обработки и фильтрации (при наличии в его составе фильтрующего контакт-центра) сообщений, поступающих от автомобильных систем вызова экстренных оперативных служб с территории, обслуживаемой НИЦ, а также для формирования и передачи экстренных сообщений системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в соответствующий центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.

Примечания

1 По составу решаемых функциональных задач НИЦ подразделяются на НИЦ 1-го уровня и НИЦ 2-го уровня.

2 Территорией (регионом) обслуживания НИЦ является, как правило, федеральный округ Российской Федерации.

3.1.7 оператор связи: Юридическое лицо, оказывающее услуги электросвязи на основании лицензии.

3.1.8 оператор системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" (оператор системы): Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации системы "ЭРА-ГЛОНАСС", в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

3.1.9 полный набор данных; ПНД: Расширение минимального набора данных дополнительными элементами данных, подлежащими включению в состав экстренного сообщения системы "ЭРА-ГЛОНАСС" для повышения эффективности экстренного реагирования по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия.

3.1.10 потребитель базовой услуги: Водитель и/или пассажир (пассажиры) транспортного средства, на котором установлена АС.

3.1.11 региональный коммутационный узел; РКУ: Элемент инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенный для приема вызовов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" из сетей подвижной радиотелефонной связи и передачи соответствующих сообщений в центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.

3.1.12 система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (система-112): Территориально распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, созданная в границах субъекта Российской Федерации, объединяющая на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и обеспечивающая обращение граждан к требуемым экстренным оперативным службам с использованием единого телефонного номера "112".

3.1.13 система смежная (по отношению к системе "ЭРА-ГЛОНАСС"): Автоматизированная информационная система дежурно-диспетчерской службы, уполномоченной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по обеспечению взаимодействия экстренных оперативных служб в субъекте Российской Федерации при вызовах (сообщениях о происшествиях), в которую передается экстренное сообщение системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

Примечание - К смежным относятся следующие системы:

- система-112;

- единые автоматизированные информационные системы федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся дежурно-диспетчерские службы, уполномоченные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по обеспечению взаимодействия экстренных оперативных служб в субъектах Российской Федерации, в которых система-112 не создана в соответствии с [1].

3.1.14 система экстренного реагирования при авариях; система "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и при иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Российской Федерации, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.

Примечание - Аналогом системы "ЭРА-ГЛОНАСС" является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой система "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.).    


(Измененная редакция, Изм. N 1).

     

3.1.15 сообщение АС экстренное: Электронное сообщение, формируемое и передаваемое автомобильной системой вызова экстренных оперативных служб в рамках экстренного вызова по сети (сетям) подвижной радиотелефонной связи, содержащее минимальный набор данных о дорожно-транспортном происшествии, а также другие данные о дорожно-транспортном происшествии, формируемые автомобильной системой в зависимости от конфигурации.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs