N ЦПО-28П
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель Министра путей сообщения В.Т.Семёнов 15 января 2002 г.
Настоящие Технические требования к противопожарной защите специального подвижного состава разработаны на основе обобщения результатов теоретических и экспериментальных исследований, опытно-конструкторских работ, выполненных во ВНИИЖТ, ПТКБ, ЦП, ЦКБ, "Путьмаш", НПО "Пожарная автоматика сервис", ООО "Эпотос-1", с использованием нормативных документов, регламентирующих пожарную безопасность на железнодорожном транспорте.
Технические требования к противопожарной защите специального подвижного состава дополняют руководящие документы по обеспечению требований безопасности к специальному подвижному составу (путевым машинам) с учётом требований ГОСТ 12.1.044-89 "Пожарная безопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения", ГОСТ 12.1.019-79* "Электробезопасность. Общие требования", "Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения", ВНПБ-97 "Пожарная безопасность пассажирских вагонов", ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования".
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.019-2009. - Примечание изготовителя базы данных.
В разработке Технических требований принимали участие: В.И.Жолобов (руководитель работы), Н.А.Шелудько, П.П.Щеглов, С.К.Алексанянц, А.С.Молодцов, Х.М.Ромашкин (ВНИИЖТ); В.М.Бугаенко, А.Г.Кучеревский, В.А.Алексеев (ЦП МПС); В.П.Аксютин, Ю.П.Никифоренок (ЦУО МПС); М.А.Володин, И.Е.Данилкин (ПТКБ ЦП); В.И.Глатман, С.А.Лямин (ЦКБ "Путьмаш"); С.С.Пустынников, В.П.Двойнин (НПО "Пожарная автоматика сервис"); В.Е.Макаров, О.А.Архаров (ООО "Эпотос-1").
1.1.* Настоящие Технические требования распространяются с 01.10.02 г. в полном объеме на специальный подвижной состав (СПС) новой постройки, а также при выполнении капитального ремонта в объеме КР-2. Объем противопожарных мероприятий определяется Правилами капитального ремонта специального подвижного состава с внесенными в них изменениями и дополнениями.
____________________
* В письме МПС России от 19.11.02 N ЦУОП-7/119 пункт излагается в следующей редакции: "Пункт 1.1 N ЦПО-28П следует читать в редакции: "1.1. Настоящие Технические требования распространяются в полном объеме на специальный подвижной состав (СПС) новой постройки, технические задания на который утверждены после 01.10.02 г., а также на СПС, проходящий капитальный ремонт в объеме КР-2", далее по тексту". - Примечание изготовителя базы данных.
1.2. С введением в действие настоящих Технических требований "Противопожарные требования к путевым машинам", утвержденные ЦП МПС России от 02.08.95 г., ЦПО-28/1 не применяются.
1.3. Термины и определения, перечень огнезащитных материалов для изготовления внутренних конструкций СПС, нормы сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В специального подвижного состава приведены в приложениях 1-3.
1.4. В приложении 4 приведены расчеты и обоснование выбора требуемого количества модулей порошкового пожаротушения и огнетушителей для защиты дизельного помещения и пожароопасных зон головного и концевого вагонов снегоуборочного поезда СМ-2 и динамического стабилизатора пути ДСП-5С.
2.1.1. Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании кабины машинистов и помещения отдыха бригад, независимо от типа специального подвижного состава, должны быть:
негорючими - для изготовления потолков, подшивки крыш, воздуховода вентиляционной установки;
негорючими или трудногорючими - для изготовления перегородок, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, деревянных закладных деталей и обрешетки (для выполнения огнезащитных функций). Их необходимо защищать огнезащитными составами (антипиренами), обеспечивающими требуемую степень защиты в соответствии с ГОСТ 3191-93 "Вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов. Общие технические условия";
трудновоспламеняемыми - для гидро- и звукоизоляции. Допускается использование огнезащитных винилискож, нетканого материала из ПВХ, волокон и пленки ПВХ типа марки Г;
медленно распространяемыми пламя - шторы, чехлы кресел машиниста. Материалы отделки стен и перегородок кабины машинистов (операторов) и помещения отдыха бригад должны соответствовать показателям, согласно ГОСТ 12.1.044-89 "ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения".
2.1.2. Материалы отделки дизельного помещения (машинного отделения с электростанциями) должны быть негорючими или трудногорючими.
2.1.3. Материалы отделки и конструкции помещений отдыха бригад и пассажирских салонов вагонов, входящих в состав СПС, должны соответствовать техническим требованиям ВНПБ-97 "Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности".
2.2.1. Кабина машиниста и помещение отдыха бригад на СПС должны быть отделены от дизельного помещения (машинного отделения с электростанцией) вертикальными огнезадерживающими перегородками.
При установке дизеля под полом кабины машиниста конструкция пола должна быть защищена горизонтальной огнезадерживающей перегородкой.
2.2.2. Предел огнестойкости огнезадерживающих перегородок должен быть не менее 0,5 часа.
2.2.3. Огнезадерживающая перегородка по наружному контуру должна быть доведена до металлической обшивки кузова. Допускается перегородку доводить до деревянных брусков обрешетки боковых стен и пола, обработанных методом глубокой пропитки или огнезащитными покрытиями и примыкающих к металлической обшивке кузова. По контуру крыши зазор между металлом крыши и перегородкой необходимо перекрывать по обе стороны от перегородки негорючей изоляцией.
2.2.4. Заделка отверстий в местах прохода труб и кабельных коробов, вентиляционных каналов через огнезадерживающие перегородки должен удовлетворять требованиям п.2.2.2.
2.2.5. Конструкция дверей и дверных рам в огнезадерживающих перегородках должна обладать такой же огнестойкостью, как и сама перегородка (см. п.2.2.2) и обеспечивать непроницаемость для пламени.
2.3.1. Кабина машиниста вновь проектируемого СПС должна быть оборудована аварийным выходом с использованием боковых оконных проемов.
2.3.2. Аварийный выход должен быть обеспечен веревочной лестницей, длина которой должна достигать головки рельса.
Примечание. Требование п.2.3.2 не распространяется на выносные кабины управления рабочими органами СПС.
3.1. В дизельном помещении (машинном отделении с электростанцией) должен быть организован централизованный сбор протечек масла и топлива в резервуар, расположенный вне дизельного помещения.
3.2. Дизели должны быть снабжены средствами, предотвращающими попадание капель или струй топлива (масел) на горячие поверхности, электрические устройства.
3.3. Выпускная система, глушители и все части дизеля должны быть сконструированы, экранированы или изолированы так, чтобы температура наружной поверхности не достигала температуры воспламенения топлива при утечке.
3.4. Выхлопные трубопроводы дизелей с турбокомпрессорами должны быть обеспечены сливными (дренажными) трубами для удаления несгоревшего топлива, масла.
3.5. В местах прохода выхлопной трубы дизеля через конструкции дизельного помещения (машинного отделения) должны устраиваться противопожарные разделки, соответствующие требованиям к устройству дымовых труб в пассажирских вагонах согласно пунктам 3.4-3.7 ВНТПБ-97 "Ведомственные нормы пожарной безопасности. Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности".
3.6. Глушитель дизеля должен быть сконструирован таким образом, чтобы частицы сажи (искры) охлаждались в нем до температуры не выше 400 °С, установлен под углом к горизонту и иметь в нижней части дренажные отверстия.
3.7. Топливные баки должны располагаться вне дизельных помещений (машинных отделений) и иметь устройства контроля уровня топлива.
4.1. Все контактные поверхности клемм, наконечников, шин должны быть гладкими, чистыми, без трещин, выбоин, раковин.
Контактные соединения должны быть плотно затянуты и иметь защиту от самоотвинчивания и ослабления.
4.2. К одному контакту клеммной рейки допускается подключать не более трех проводов цепи управления с установкой промежуточной гайки и шайбы и не более двух проводов в тяговых и вспомогательных цепях.
4.3. Значение сопротивления изоляции электрических цепей в эксплуатации не должно снижаться ниже предельно допустимых значений. Значения сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В приведены в приложении 3.
4.4. Электрические цепи должны иметь встроенные диагностические устройства, позволяющие проверять изоляцию цепей.
4.5. Защита высоковольтных и низковольтных цепей от коротких замыканий и перегрузок, а также при отказах оборудования должна предотвращать появление пожароопасных режимов и повреждение оборудования.
4.6. Принудительное охлаждение оборудования, размещенного в кузове СПС, должно контролироваться защитными устройствами с воздухоструйными или температурными датчиками.
4.7. Предохранители не должны являться источниками выделения тепла, которое может привести к появлению очагов загорания. При перегорании плавкой вставки корпус предохранителя не должен разрушаться.
4.8. Желоба, камеры, короба с электрооборудованием должны быть выполнены из несгораемых материалов по ГОСТ 12.1.044-89.
4.9. Внутренние поверхности шкафов, ниш электрощитов, аппаратных отсеков не должны распространять пламя.
4.10. Изготовление жгутов, монтаж электропроводов и электрооборудования должны осуществляться в соответствии с утвержденной технической документацией.
4.11. Монтаж электрических цепей СПС должен выполняться проводами и кабелями по ТУ 16.705.289-83 "Провода силовые с кремнийорганической изоляцией во фторсилоксановой оболочке", ТУ 16-705.347-84 "Провода и кабели из поливинилхлоридного пластика в лакированной отметке* для тепловозов", ТУ 16-705.348-84 "Провода и кабели для тепловозов" и ТУ 16-705.465-87 "Провода и кабели для подвижного состава рельсового транспорта и троллейбусов".
_______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
4.12. Металлические короба, трубы, металлорукава, в которых прокладываются электропровода, должны изолироваться от деревянных конструкций негорючими материалами толщиной 2,8-3,0 мм.
4.13. Провода внутри аппаратов, пультов, ящиков и соединительных коробок должны быть уложены без натяжения, надежно закреплены и не должны мешать работе оборудования, проведению осмотров и ремонту.
4.14. Провода должны быть удалены от мест образования, выхлопа и выброса электрической дуги в коммутирующих аппаратах (выключателях, автоматах, разъединителях) с целью предотвращения возгорания изоляции проводов и элементов оборудования.
4.15. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать нормативного изоляционного расстояния по воздуху от токоведущих до заземленных частей.
4.16. Монтаж и крепление кабелей, проводов и жгутов должны исключать возможность их перетирания и повреждения изоляции.
4.17. Трубы, металлорукава, короба ответвительные (соединительные), коробки, в которых проложены провода, должны быть надежно закреплены на конструкциях СПС.
4.18. Кабельные каналы в кузове СПС должны быть защищены от попадания и скопления жидкостей во внутренние полости.
4.19. Радиус изгиба труб, в которых проложены провода, должен быть не менее трех наружных диаметров этих труб. В местах изгиба допускается овальность до 15% от наружного диаметра трубы.
4.20. На концах труб с электропроводкой должны быть установлены защитные элементы, исключающие возможность повреждения изоляции проводов о кромки труб.
4.21. Внутренние полости коробов и места их соединений должны иметь исполнение, исключающее возможность повреждения изоляции проводов, как при нормальном состоянии, так и при отказе отдельных элементов крепления.
4.22. Контактные соединения по согласованному с заказчиком перечню должны быть покрыты термоиндикаторной краской.
4.23. Величина тока в кабелях и проводах, проложенных в жгутах, не должна превышать 85% допустимого значения тока провода, проложенного отдельно. Сечение проводов и защита должны быть выбраны таким образом, чтобы исключить отказы оборудования, а аварийные режимы не приводили к пожароопасным перегревам проводов и оборудования.
4.24. В местах прохода проводов и кабелей через металлоконструкции должно быть установлено защитное устройство (из диэлектрического материала).
4.25. Монтаж проводов должен выполняться с исключением возможности внешнего перегрева от рядом расположенных резисторов, полупроводниковых элементов, шин, аппаратов. При монтаже проводов в опасных от перегрева местах их следует защищать термоизоляционными трубками.
4.26. Клицы крепления проводов, клеммные рейки и другие устройства для монтажа должны выполняться из негорючих или трудногорючих материалов.
4.27. Защитные чехлы и оболочки для электропроводов должны изготавливаться из трудногорючих материалов.
4.28. Соединение проводов силовых цепей с наконечниками должно осуществляться методами сварки или холодной опрессовки. Наращивание проводов пайкой не разрешается.
4.29. Аккумуляторные батареи должны быть размещены в аккумуляторном ящике вне дизельного помещения (машинного отделения с электростанцией). Конструкция аккумуляторных ящиков (отсеков) должна обеспечивать взрывобезопасность.
5.1. Расположение нагревательных приборов должно соответствовать требованиям "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте" (ЦУО-3725) и техническим условиям на СПС.
5.2. Ограждающие конструкции помещений (отсеков) СПС и вагонов, в которых размещается оборудование систем отопления, кондиционирования и вентиляции, должны иметь предел огнестойкости не менее 0,25 ч.
5.3. Воздуховоды, вентиляционные (воздушные) камеры должны быть изготовлены из негорючих материалов.
5.4. В местах пересечения вентиляционными воздуховодами огнепреграждающих перегородок должны быть установлены огнезадерживающие устройства. Огнезадерживающие устройства следует предусматривать по обе стороны противопожарной перегородки с автоматическим или ручным управлением.