5.1 Мосты и трубы следует проектировать капитального типа. При проектировании новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту мостов и труб следует:
выполнять требования по обеспечению надежности, долговечности сооружений, а также безопасности и плавности движения транспортных средств, безопасности для пешеходов и охране труда в процессе строительства и эксплуатации;
предусматривать доступность для маломобильных групп населения тротуаров городских и пешеходных мостов, если это предусмотрено заданием на проектирование;
предусматривать безопасный пропуск расчетных (согласно таблице 5.3) паводков и ледохода на водотоках, а также на водных путях - выполнение требований судоходства и лесосплава. В целях обеспечения безопасного пропуска паводков при разработке проектной документации на строительство или реконструкцию мостов, расположенных с верховой стороны течения на расстоянии до 200 м от существующего моста, необходимо выполнять гидрологический расчет всех сооружений в зоне влияния;
принимать проектные решения, обеспечивающие экономное расходование материалов, экономию топливных и энергетических ресурсов, снижение стоимости и трудоемкости строительства и эксплуатации;
стремиться к применению новых строительных материалов и технологий;
предусматривать использование деталей, изделий и материалов, отвечающих требованиям стандартов;
учитывать перспективы развития транспортных средств и дорожной сети, реконструкции имеющихся и строительства новых подземных и наземных коммуникаций, благоустройства и планировки населенных пунктов, освоения земель в сельскохозяйственных целях, в случае наличия перечисленной информации в утвержденной документации по планировке территории или задании на проектирование;
предусматривать меры по охране окружающей среды (в том числе по предотвращению заболачивания, проявления термокарстовых, эрозионных, наледных и других опасных процессов), по поддержанию экологического равновесия и охране рыбных запасов;
учитывать технологию реализации принятых решений.
Основные технические решения, принимаемые в проектной документации новых и реконструируемых мостов и труб, следует обосновывать путем сравнения технико-экономических показателей конкурентоспособных вариантов.
При отсутствии соответствующих указаний следует относить:
мосты для пропуска путей метрополитена - к железнодорожным мостам;
мосты и путепроводы, на которых расположены трамвайные пути, - к городским мостам.
К городским мостам предъявляются требования, как к автодорожным.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 4).
5.2 Основания и фундаменты, опоры, пролетные строения, опорные части, элементы мостового полотна, эксплуатационные обустройства, а также водопропускные трубы должны удовлетворять требованиям проектной долговечности.
Минимальные рекомендуемые проектные сроки службы и сроки до первого ремонта мостов и водопропускных труб приведены в приложении 6.
Срок службы несущих конструкций сооружения после реконструкции следует определять в техническом задании, но он не может быть меньше 25 лет.
Сроки службы при соответствующем технико-экономическом обосновании могут быть изменены в процессе эксплуатации в случаях:
- замены конструкций при кардинальном изменении архитектурно-планировочных решений в районе мостового перехода, связанных, в том числе, с возрастанием интенсивности движения транспортных средств и пешеходов;
- замены конструкций вследствие непредвиденных катастрофических повреждений и разрушений;
- выполнения мероприятий по усилению и защите несущих конструкций.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 4).
5.3 При реконструкции и капитальном ремонте мостов и труб следует учитывать результаты оценки их технического состояния, грузоподъемность конструкций, продолжительность и режим эксплуатации сооружений после реконструкции и капитального ремонта.
При строительстве вторых путей следует учитывать конструктивные особенности и опыт эксплуатации сооружений на действующем пути.
При проектировании капитального ремонта требования настоящего свода правил не могут служить основанием для усиления или замены элементов конструкций, если их текущее состояние удовлетворяет требованиям норм, по которым они были запроектированы. В противном случае, когда усиление или замена элементов вызвана их неудовлетворительным состоянием либо окончанием срока службы, продлевать который нецелесообразно, при проектировании должны выполняться требования настоящего свода правил, но лишь в тех случаях, когда не происходит ухудшения работы остальных элементов подвергаемого ремонту сооружения. Отказ от соблюдения конкретных требований настоящего свода правил должен быть обоснован, в том числе проведением компенсационных мероприятий.