7.1 Смазывание
Болты, винты, шпильки и гайки необходимо смазывать до испытания для повышения достоверности испытания.
Примечание - С подходящей смазкой (например, масло или любая смазка без серы) достигаются более близкие по значению коэффициенты трения. Кроме того, смазка уменьшает неизбежное скручивание и позволяет достичь большей растягивающей нагрузки.
7.2 Приложение предварительной нагрузки
При проведении испытания необходима высокая осторожность, так как хрупкие крепежные изделия могут внезапно разрушиться и вызвать серьезное повреждение. Следовательно, необходимо обеспечить защиту от повреждения щитами или другими соответствующими приспособлениями.
Максимальная скорость затягивания должна быть не более 0,33 с (20 об/мин).
7.2.1 Метрические болты, винты, шпильки и гайки
Метрические болты, винты или шпильки, собранные с сопряженными гайками, затягивают соответствующим гаечным ключом с ограничением по крутящему моменту до предела текучести. Затяжка до предела текучести может быть достигнута различными способами, например:
- контроль угла градиента крутящего момента или
- затяжка до заданного крутящего момента по заданному углу поворота.
Гайки для испытаний должны быть из одной производственной партии; они могут быть с покрытием или без покрытия, но должны быть одинаковые.
Гайки необходимо собрать с сопряженными болтами или винтами и затянуть до предела текучести. Испытуемые болты или винты должны быть из одной производственной партии; они могут быть с покрытием или без покрытия, но должны быть одинаковые.
Предварительную нагрузку следует прикладывать согласно следующей процедуре:
a) устанавливают пять болтов или винтов в испытательные пластины и завертывают гайки до соприкосновения с поверхностью испытательной пластины;
b) затягивают каждую сборку до индивидуального предела текучести. Затяжка может быть произведена со стороны гайки или со стороны головки болта или винта в зависимости от испытания, но должна быть одинаковая для всех испытуемых крепежных изделий;
c) регистрируют значения крутящего момента для пределов текучести пяти узлов крепления и вычисляют среднее значение и разность между максимальным и минимальным значениями. Если эта разность будет меньше 15% среднего значения, то среднее значение крутящего момента должно быть испытательным крутящим моментом затяжки данной выборки (см. раздел 6). В случае, если разность больше 15%, указанное количество крепежных изделий необходимо затянуть до их индивидуального предела текучести;
d) затягивают заданное количество крепежных изделий до испытательного крутящего момента затяжки или до индивидуального предела текучести в соответствии с перечислениями а)-с).
7.2.2 Резьбовыдавливающие, самонарезающие и самосверлящие винты
Резьбовыдавливающие, самонарезающие и самосверлящие винты следует затягивать соответствующим ключом с ограничением крутящего момента до 90% наименьшего значения разрушающего крутящего момента, полученного при испытании на пяти винтах. Необходимо выполнить следующие процедуры:
a) ввернуть пять винтов (возможно с шайбами) в испытательную пластину до соприкосновения головки с поверхностью пластины;
b) затянуть винты до их индивидуального разрушающего крутящего момента и зарегистрировать значения. Взять наименьшее значение и умножить его на 0,9 (90%), чтобы установить испытательный крутящий момент затяжки для данной выборки (см. раздел 6). Разность между максимальным и минимальным значениями разрушающего крутящего момента, полученная на пяти винтах, должна быть не более 15% минимального значения.
Примечание - Если разность превышает 15%, то этим испытанием невозможно обнаружить водородное охрупчивание.
Если форма головки или особенности привода (крестообразный шлиц, прямой шлиц, мелкое углубление) не позволяют затянуть винт до разрушения, то испытательный крутящий момент затяжки устанавливают равным 90% наименьшего значения крутящего момента повреждения привода;
c) затянуть заданное количество крепежных изделий до испытательного крутящего момента затяжки в соответствии с b).
7.2.3 Пружинные шайбы
Предварительную нагрузку следует прикладывать в соответствии со следующими процедурами:
a) установить пружинные шайбы на испытательный болт, как описано в 5.5, и завернуть испытательную гайку до соприкосновения с первой шайбой;
b) затянуть сборку, пока пружинные шайбы не станут плоскими.