5.1 В зависимости от условий применения дизелевозы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.106, ГОСТ 24754, ГОСТ Р 52350.0, [1], [2], [3].
5.2 Электрооборудование и двигатели дизелевозов, предназначенных для шахт и рудников, опасных по газу и пыли, должны быть в рудничном взрывобезопасном исполнении (РВ) по ГОСТ Р 52350.0, а для шахт и рудников, не опасных по газу и пыли, в рудничном нормальном исполнении (РН) по ГОСТ 24754.
5.3 Рабочие жидкости должны быть допущены Ростехнадзором для применения на подземных дизелевозах.
5.4 Уровень звука на рабочем месте машиниста при движении дизелевоза не должен превышать 85 дБА
5.5 Корректированные уровни общей вибрации на рабочем месте машиниста при движении дизелевоза с максимальной скоростью не должны превышать следующих значений: виброускорение по оси - 119 дБ, по осям и - 116 дБ.
5.6 Уровень звука предупредительного сигнализатора должен быть не менее 95 дБА на удалении 1 м.
5.7 Уровень локальной освещенности пути фарами должен быть на удалении от дизелевоза, равном длине тормозного пути 40 м, - 2 лк; на удалении от дизелевоза, равном длине тормозного пути 60 и 80 м, - 3 лк.
5.8 Тормозная система должна позволять предварительную установку усилия прижатия тормозных колодок к ободу колес, соответствующую участкам пути с наименьшим значением коэффициента сцепления колес (система "антиюз").
5.9 Тормозной путь состава на преобладающем уклоне пути при перевозке грузов не должен превышать 80 м, при перевозке людей - 20 м.
5.10 Взрывобезопасные дизелевозы должны быть оснащены автоматической газовой защитой с уставкой срабатывания для угольных шахт - 1% газа метана (по объему), для рудников - 0,5% горючих газов (по объему) или 10% НКПР.
В качестве аппаратов газовой защиты можно применять переносные газоанализаторы с исполнением по взрывозащите "РО" и имеющими выход для подключения к устройству защиты дизелевоза.
Требование вводится как обязательное с 01.01.2012.
5.11 Конструкция дизелевоза должна предусматривать следующие виды защит и блокировок:
5.11.1 Невозможность одновременного управления машиной из двух кабин.
5.11.2 Исключение возможности несанкционированного доступа к управлению машиной посторонними лицами.
5.11.3 Невозможность движения дизелевоза при отсутствии машиниста на рабочем месте.
5.11.4 Дизелевоз должен иметь рукоятку (педаль) бдительности машиниста, обеспечивающую остановку машины рабочим торможением при прекращении машинистом воздействия на нее. Допускается совмещение (интегрирование) функций блокировок "отсутствие машиниста на рабочем месте" и "бдительность машиниста" с подпружиненным однорычажным органом управления дизелевозом.
5.11.5 Невозможность движения при неисправности тормозной системы.
5.11.6 Автоматическое выключение двигателя путем перекрытия заслонкой подачи свежего воздуха и прекращением подачи топлива с одновременным включением экстренного торможения в случаях: повышения температуры выхлопных газов перед выходом в атмосферу свыше 70 °С или нагрева наружной поверхности водяной рубашки выхлопного коллектора двигателя свыше 150 °С у взрывобезопасных дизелевозов; повышения температуры выхлопных газов перед выходом в атмосферу свыше 100 °С у невзрывобезопасных дизелевозов; повышения температуры моторного масла до 115 °С; падения давления моторного масла ниже значения, установленного изготовителем; падения давления в гидравлической системе управления ниже значения, установленного изготовителем; снижения уровня гидравлической жидкости до 0,25 максимального уровня; обрыва ремня вентилятора радиаторов охлаждения воды и гидравлической жидкости; превышения скорости выше разрешенной для конкретного маршрута.
5.11.7 Автоматическая остановка дизелевоза с наложением экстренного торможения без выключения двигателя при нагреве гидравлической жидкости до 85 °С и (или) воды системы охлаждения до 95 °С.
5.11.8 Автоматическая газовая защита (только для взрывобезопасных дизелевозов) с автоматическим выключением двигателя путем перекрытия заслонкой подачи свежего воздуха и прекращением подачи топлива с одновременным включением экстренного торможения и обесточиванием всех электрических устройств и электрических проводок, за исключением электрических цепей с уровнем искробезопасности "ia" и аккумуляторных батарей, размещенных во взрывобезопасных ящиках со взрывозащитой вида "взрывонепроницаемая оболочка", при превышении допустимых значений метана (горючих газов).
5.11.9 Невозможность запуска двигателя при неподключенном к электрической схеме управления взрывобезопасного дизелевоза аппарата газовой защиты.
5.11.10 Защита от коротких замыканий и перегрузки в электрических цепях.
5.12 Дизелевозы должны иметь устройство сбора информации о контролируемых параметрах с выдачей информации о приближении их величины к предельным значениям; сигнала на аварийное выключение двигателя и остановку дизелевоза; индикацию о причине аварийного отключения двигателя и остановки дизелевоза; запись с привязкой к реальному времени, хранение и считывание этой информации.
5.13 В выхлопных газах новых дизельных двигателей содержание оксида углерода не должно превышать 0,05% (по объему), оксидов азота в пересчете на диоксид NO не должно превышать 0,07% (по объему) и альдегидов - 0,001% (по объему). При эксплуатации содержание оксида углерода в выхлопных газах не должно превышать 0,08% (по объему) [4].
5.14 Гидравлическая система должна быть испытана на герметичность и повышенное давление, а предохранительные клапаны подлежат опломбированию в соответствии с ГОСТ Р 52543.
5.15 Конструкция пламегасителей всасывающей и выхлопной системы двигателя должна позволять возможность работы взрывобезопасного дизелевоза с полной нагрузкой без их замены или очистки в течение не менее 8 ч.
5.16 Механизмы регулировки подачи топлива и угла вспрыска топлива двигателей должны исключать самопроизвольное нарушение регулировки и должны быть опломбированы.