Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53829-2010 Автомобильные транспортные средства. Стартеры электрические. Технические требования и методы испытаний

     5 Методы испытаний

5.1 Методы испытаний стартеров - по ГОСТ Р 52230 и настоящему стандарту.

5.2 Номинальную и пусковую мощность стартера (3.3) определяют на динамометрическом стенде при питании стартера от источника постоянного тока, обеспечивающего напряжение на стартере, определяемое в соответствии с приложением Б.

Продолжительность одного измерения должна быть не более 10 с. При использовании автоматизированных систем определения характеристик - в течение времени, достаточного для регистрации результатов измерения.

Щетки должны быть притерты к коллектору не менее чем на 2/3 своей рабочей поверхности.

Для получения значения номинальной и пусковой мощности производят измерение значения величин не менее чем в пяти режимах работы с охлаждением стартера после каждого измерения до температуры окружающей среды.

Вращающий момент и частоту вращения якоря стартера измеряют, а мощность стартера , кВт, вычисляют по формуле

,                                        (1)


где - крутящий момент, развиваемый стартером, Н·м;

- частота вращения якоря, мин.

Измерения при определении номинальной мощности следует производить приборами класса точности не ниже 0,5 - при измерении напряжения; 1,0 - при измерении тока; 2,0 - при измерении частоты вращения.

5.3 Испытания стартеров на ресурс и гарантийную наработку могут проводиться на стендах или двигателях по 5.4, 5.5, а также в условиях эксплуатации. Виды и периодичность технического обслуживания стартеров при испытаниях на надежность - по КД на конкретные типы стартеров.

5.4 Стендовые испытания на ресурс и гарантийную наработку следует проводить по 5.4.1 в режиме пуска теплого двигателя и дополнительными 80 включениями по 5.4.2 в режиме пуска холодного двигателя на каждый год гарантийного срока при испытаниях на гарантийную наработку или дополнительными 800 включениями по 5.4.2 при испытаниях на ресурс. Для стартеров климатического исполнения ХЛ, стартеров исполнения О, предназначенных для грузовых автомобилей, и стартеров исполнения О для другой автомобильной техники, поставляемой МО РФ, число включений должно составлять 200 и 2000 соответственно при испытаниях на гарантийную наработку и ресурс.

Испытания стартеров проводят на стендах, снабженных зубчатым венцом и регулируемым тормозным устройством. При этом перерыв между отдельными включениями и группой включений должен быть таким, чтобы температура наружной поверхности корпуса стартера и корпуса тягового реле стартера не превышала 50 °С. Во время испытаний проводят искусственное охлаждение стартеров.

Допускается проведение ускоренных испытаний на стенде, имитирующем пуск двигателя внутреннего сгорания, по согласованию с потребителем.

5.4.1 Режимы одного включения, эквивалентного пуску теплого двигателя, следующие:

- работа стартера под нагрузкой с током, равным половине значения тока при номинальной мощности;

- продолжительность включения стартера 1,5 с.

Количество включений стартера при испытаниях на каждые 100 км нормируемого пробега двигателя устанавливают:

- для всех типов автомобилей, ресурс которых задается для первой категории условий эксплуатации - 10;

- для грузовых магистральных автопоездов, ресурс которых задается для первой категории условий эксплуатации - 5.

Для стартеров специализированных автомобилей, характеризующихся частотой включений, значительно превышающей установленную настоящим стандартом, количество включений при испытаниях на гарантийную наработку устанавливают по согласованию с потребителем, но не более 15000.

Количество включений тракторных стартеров при испытаниях устанавливают следующим на каждые 10 моточасов нормированной наработки:

- для тракторов с пуском от пускового двигателя - 10;

- для тракторов с непосредственным пуском - 20.

Напряжение на выводах стартера должно соответствовать вольтамперным характеристикам, задаваемым Б.1 и Б.3 приложения Б.

Режим включения для стартеров со встроенным редуктором указывают в КД на конкретные типы стартеров.

5.4.2 Режимы одного включения, эквивалентного пуску холодного двигателя, следующие: