Статус документа
Статус документа

Рекомендации по противопожарной защите железнодорожных станций

2. Рекомендации к разработке генеральных схем развития и проектов строительства (развития) станций и узлов

2.1. Генеральные схемы развития и проекты строительства (развития) станций и узлов должны соответствовать требованиям СТН Ц-01-95 [2], ВСН 56-78 [4], ВСН 207-89 [5], ПТЭ [6] и отвечать требованиям СНиП II-89-80*** [8], СНиП 2.07.01-89 [9], СНиП 2.11.03-93 [10], требованиям других нормативных документов на проектирование зданий, сооружений и инженерных сетей станций, требованиям пожарной безопасности, безопасности движения поездов, безопасности труда станционных работников и охраны окружающей среды.

2.2. Функциональное зонирование территории станции должно осуществляться с учетом природно-климатических условий и особенностей прилегающей территории и застройки и обеспечивать противопожарные разрывы в решениях генеральных схем развития и проектах строительства (развития) станций.

2.3. Размещение и группировку проектируемых зданий, строений, устройств и инженерных сетей на территории станций железных дорог следует осуществлять с учетом пожарной опасности смежно расположенных объектов, розы ветров, рельефа местности и сейсмичности района, а также с учетом перспективы развития станции (узла).

2.4. Величины противопожарных разрывов (наименьшее или минимальное расстояние) между зданиями, сооружениями и устройствами должны устанавливаться в соответствии с требованиями СНиП II-89-80*** [8], СНиП 2.07.01-89 [9], СНиП 2.11.03-93 [10] с учетом требований СТН Ц-01-95 [2], ГОСТ 12.1.004-91 [11], ВСН 56-78 [4], ВСН 207-89 [5], а также требований других соответствующих нормативных документов.

Примечания: 1. Расстояние от оси крайнего железнодорожного пути до лесных массивов следует принимать от 15 до 25 м в зависимости от высоты деревьев.

2. Минимальные расстояния от оси крайнего железнодорожного пути до зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов (в том числе резервуарных парков и сливо-наливных устройств) следует принимать по СНиП 2.11.03-93 [9] с учетом требований п.2.8 настоящего раздела.

3. Расстояние от крайнего железнодорожного пути до одноэтажных гаражей (для легковых автомобилей) II степени огнестойкости должно составлять не менее 50 м (при отсутствии оконных проемов и выходов в сторону железнодорожных путей).

2.5. Территория железнодорожных станций по ее функциональному использованию должна быть разделена на производственную, подсобную и складскую зоны. При размещении заводов на территории станции должна быть выделена предзаводская зона.

2.6. Склады нефтепродуктов и сгораемых материалов не следует располагать по отношению к производственным зданиям и сооружениям, сортировочным паркам, сортировочным горкам со стороны ветров преобладающего направления по данным многолетних наблюдений.

2.7. Установки с открытыми источниками огня или выбросами искр нельзя располагать с наветренной стороны по отношению к складам нефти и нефтепродуктов и сгораемых материалов.

2.8. Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89 [9] новые сортировочные станции следует размещать за пределами городов, а технические пассажирские станции, парки резервного подвижного состава, грузовые станции и контейнерные площадки - за пределами жилой застройки. Безопасные расстояния от жилой застройки до сортировочных, участковых и грузовых станций следует определять расчетом с учетом грузооборота станции и пожаровзрывоопасности перевозимых грузов. При этом необходимо учитывать не только опасные факторы пожара, степень возможного разрушения емкостей, резервуаров с ЛВЖ и ГЖ, а также токсичность продуктов горения, истечения и распространения опасных веществ и грузов, находящихся в зоне пожара.

2.9. Железнодорожные станции с размерами территории более 5 га должны иметь не менее двух въездов. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м, с двух сторон - при ширине более 18 м.

2.10. Расстояния между складами твердых сгораемых материалов (открытыми и закрытыми) и от них до зданий и сооружений зависят от вместимости склада, видов хранимых материалов, степени огнестойкости зданий и сооружений складов и нормируются по СНиП II-89-80*** [8] с учетом требований СНиП 2.11.01-85* [12], СНиП 2.11.06-91 [13], СНиП II-108-78 [14], а между открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием и от них до зданий и сооружений - с учетом норм технологического проектирования.

________________

 На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 31-04-01, здесь и далее по тексту.

На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 21-03-2001, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

               

Расстояние между зданиями, сооружениями и устройствами складов нефтепродуктов, размещаемых на территории станций, необходимо определять по СНиП 2.11.03-93 [10].

2.11. В решении генерального плана должны быть учтены требования СНиП II-89-80*** [8] в части компоновки знаний различной конфигурации и обеспечения при этом наименьшего количества планировочных элементов, типоразмеров зданий, а также типов проездов и дорог. При наличии зданий, образующих полузамкнутые (замкнутые) дворы, обусловленные условиями технологии планировки, должны быть учтены требования СНиП II-89-80*** [8] в части обеспечения сквозных проездов или площадок для разворотов пожарных автомобилей в конце тупиковых подъездов.

2.12. При проектировании путевого развития железнодорожных станций необходимо предусмотреть пути для стоянки пожарных и восстановительных поездов. Места их дислокации и участки выездов определяются начальниками железных дорог и согласовываются с Управлением военизированной охраны, Главным управлением по безопасности движения и экологии МПС РФ.

Полезную длину путей для стоянки восстановительного и пожарного поездов следует принимать согласно ВСН 56-78 [5].

Пути для стоянки пожарного и восстановительного поездов следует располагать в районе локомотивного или вагонного хозяйств. При этом необходимо предусматривать двухсторонний выход с них на главные пути.

2.13. При проектировании новых и реконструкции существующих сортировочных, грузовых и участковых станций необходимо предусматривать специальные тупики для размещения поврежденных единиц подвижного состава с опасными грузами. Тупики должны быть оборудованы средствами пожаротушения, дегазации и нейтрализации опасных грузов, устройствами и запасными емкостями для их слива и эвакуации.

2.14. Для проезда пожарных автомобилей должны использоваться дороги, устраиваемые на территории станций по производственным надобностям. При их отсутствии подъезд пожарных машин должен осуществляться по свободной спланированной территории.

Проезды для пожарных машин должны иметь связь с автодорогами общего пользования.

2.15. Дороги, проезды и подъезды к пожарным водоисточникам (гидрантам, искусственным и естественным водоемам), зданиям и сооружениям, а также железнодорожные переезды должны иметь твердое покрытие и в ночное время освещаться.

Планировка внутриплощадочных (внутриквартальных) проездов и транспортных путей должна обеспечивать свободный подъезд пожарных автомобилей к зданиям и водоисточникам и организацию забора воды.

2.16. Устройство автомобильных дорог на станциях, проездов в рабочие парки и переездов через пути, их количество и ширину, наличие площадок для разворота пожарных автомобилей, в том числе и около водоисточников, следует предусматривать и зависимости от протяженности парков, количества в них путей с учетом требований СНиП II-89-80*** [8].