РЕКОМЕНДАЦИИ
по противопожарной защите железнодорожных станций
УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления военизированной охраны МПС РФ Б.В.Тройниным 15 декабря 1995 г.
Настоящие рекомендации разработаны на основе обобщения результатов научных исследований, выполненных во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) с использованием нормативных документов, руководств, инструкций, правил пожарной безопасности, а также теоретических и экспериментальных исследований, выполненных вo Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны МВД РФ (ВНИИПО).
В разработке технических требований принимали участие сотрудники ВНИИЖТ Н.А.Шелудько (руководитель работы), Е.В.Архангельский, В.И.Жолобов, Е.М.Крупина, Х.М.Ромашкин, Ю.А.Тюпкин, П.П.Щеглов, ШУКС ВО МПС В.В.Харин.
Ответственный за выпуск Н.А.Шелудько.
Рецензент - начальник кафедры ВИПТШ МВД РФ А.С.Даниленко
Выпущено по заказу Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Изучение проектных решений по обеспечению пожарной безопасности объектов железнодорожных станции, оценка нормативно-технических документов, регламентирующих их противопожарную защиту, анализ статистических материалов о пожарах на станциях, натурное обследование объектов станции показали, что в настоящее время не существует единого подхода к нормированию противопожарной защиты объектов железнодорожных станций.
Большинство проектных решений принято из нормативных документов, которые не учитывают специфику пожарной опасности зданий, сооружений и устройств станций, условий тушения пожаров на станциях, особенностей по обеспечению объектов станций средствами пожаротушения.
Кроме того, за последние годы изменились взгляды специалистов научных и проектных организаций в оценке пожарной опасности объектов (категорирование зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, классификация горючих материалов и веществ по степени пожарной опасность и т.д.), в вопросах разработки инженерных систем противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения, произошли существенные изменения в совершенствовании средств пожаротушения и огнетушащих веществ для объектов народного хозяйства.
Поэтому возникла острая необходимость в пересмотре концепции пожарной безопасности объектов железнодорожных станций в части разработки основных требований к их противопожарной защите.
В данном документе представлены рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке генеральных схем развития, технико-экономическом обосновании (ТЭО) и проектов строительства (развития) железнодорожных узлов и станций, объемно-планировочных решений зданий и сооружений объектов станций, проектировании элементов инженерных систем противопожарной защиты; даны рекомендации по обеспечению условий эффективного тушения пожаров на объектах станций. Кроме того, в каждой главе работы приведены ссылки на нормативные документы, рекомендации ВНИИПО МВД РФ, ВНИИЖТ МПС РФ и других научно-исследовательских и проектных организаций по совершенствованию противопожарной защиты объектов железнодорожного транспорта и других объектов народного хозяйства России.
Термины и определения пожарной опасности (безопасности) приведены в приложении 1. В приложениях 2 и 3 приведены обоснования нормативов противопожарного водоснабжения и нормативного времени пожаротушения для объектов железнодорожных станций.
Результаты выполненной работы могут быть использованы при разработке нормативов и конкретных решений по противопожарной защите объектов железнодорожных станций; прогнозировании возможных аварийных ситуаций с опасными грузами на объектах станций с целью уточнения противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями станций, нормативных расстояний от границ станций до селитебной и производственной территорий городской или поселковой застройки, в которых проектируется размещение железнодорожных станций; при разработке тактики тушения пожаров на объектах станций, особенно в парках подвижного состава и на складах нефтепродуктов; при переработке нормативной, инструктивно-методической, оперативно-тактической и служебно-технической документации в части повышения пожарной безопасности перевозочного процесса железнодорожным транспортом и обеспечении условий тушения пожаров на объектах станций.
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для вновь проектируемых, строящихся и реконструируемых сортировочных, грузовых, участковых и других станций железных дорог колеи 1520 мм, на которых производится прием, расформирование, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и отправление грузовых поездов; сортировка грузов, погрузка, выгрузка вагонов, формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками; обслуживание изотермических вагонов, рефрижераторных секций, вагонов с живностью; формирование, подготовка в рейс пассажирских поездов; выполнение операций по пропуску поездов без переработки и с частичной переработкой, смене локомотивов и локомотивных бригад, a также выполнение других работ, предусмотренных Положением МПС о железнодорожной станции [1].
1.2. Рекомендации разработаны в развитие раздела "Противопожарные требования", входящего в СТН Ц-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм" [2], Рекомендаций по противопожарной защите объектов и подвижного состава с опасными грузами [3] и удовлетворяют требованиям ВСН 56-78 [4], ВСН 207-89 [5], Правил технической эксплуатации железных дорог [6], требованиям противопожарных норм и правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, а также других нормативно-правовых документов МПС РФ.
1.3. При проектировании зданий и сооружений, устройств и инженерных сетей станций, кроме рекомендаций настоящего документа, следует предусматривать специальные инженерно-технические и противопожарные требования в соответствии с действующими нормативными и другими документами на проектирование, строительство и реконструкцию этих объектов на железнодорожном транспорте.
1.4. Требования Правил устройства электроустановок [7] и глав СНиП общего назначения, распространяющихся на проектирование промышленных предприятий, при проектировании систем пожарной безопасности железнодорожных станций (п.1.1) следует учитывать лишь в той мере, в какой они не противоречат соответствующим требованиям нормативно-правовых документов МПС РФ.
1.5. Проектирование систем противопожарного водоснабжения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения и других инженерных систем противопожарной защиты объектов станций, размещение пожарных депо, определение мест стоянки пожарных и восстановительных поездов, устройств пожарных проездов, подъездов к зданиям и сооружениям, к источником противопожарного водоснабжения, проектирования специальных тупиков приема поврежденных единиц подвижного состава с опасными грузами, необходимо осуществлять с учетом развития существующих станций и узлов.
Разработка указанных систем противопожарной защиты должна осуществляться комплексно - по путевому, локомотивному, пассажирскому и грузовому хозяйствам, устройствам СЦБ и связи, хозяйствам энергоснабжения, водоснабжения и др.
При проектировании систем противопожарной защиты необходимо предусматривать осуществление принятого проектного решения по очередям строительства указанных выше комплексов и устройств, позволяющим последовательно вводить в действие отдельные системы противопожарной защиты. В проектах развития станций и узлов должна быть указана на каждый расчетный срок строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и др. потребность в системах противопожарной защиты и сроки их введения в действие.
2.1. Генеральные схемы развития и проекты строительства (развития) станций и узлов должны соответствовать требованиям СТН Ц-01-95 [2], ВСН 56-78 [4], ВСН 207-89 [5], ПТЭ [6] и отвечать требованиям СНиП II-89-80*** [8], СНиП 2.07.01-89 [9], СНиП 2.11.03-93 [10], требованиям других нормативных документов на проектирование зданий, сооружений и инженерных сетей станций, требованиям пожарной безопасности, безопасности движения поездов, безопасности труда станционных работников и охраны окружающей среды.
2.2. Функциональное зонирование территории станции должно осуществляться с учетом природно-климатических условий и особенностей прилегающей территории и застройки и обеспечивать противопожарные разрывы в решениях генеральных схем развития и проектах строительства (развития) станций.
2.3. Размещение и группировку проектируемых зданий, строений, устройств и инженерных сетей на территории станций железных дорог следует осуществлять с учетом пожарной опасности смежно расположенных объектов, розы ветров, рельефа местности и сейсмичности района, а также с учетом перспективы развития станции (узла).
2.4. Величины противопожарных разрывов (наименьшее или минимальное расстояние) между зданиями, сооружениями и устройствами должны устанавливаться в соответствии с требованиями СНиП II-89-80*** [8], СНиП 2.07.01-89 [9], СНиП 2.11.03-93 [10] с учетом требований СТН Ц-01-95 [2], ГОСТ 12.1.004-91 [11], ВСН 56-78 [4], ВСН 207-89 [5], а также требований других соответствующих нормативных документов.
Примечания: 1. Расстояние от оси крайнего железнодорожного пути до лесных массивов следует принимать от 15 до 25 м в зависимости от высоты деревьев.
2. Минимальные расстояния от оси крайнего железнодорожного пути до зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов (в том числе резервуарных парков и сливо-наливных устройств) следует принимать по СНиП 2.11.03-93 [9] с учетом требований п.2.8 настоящего раздела.
3. Расстояние от крайнего железнодорожного пути до одноэтажных гаражей (для легковых автомобилей) II степени огнестойкости должно составлять не менее 50 м (при отсутствии оконных проемов и выходов в сторону железнодорожных путей).
2.5. Территория железнодорожных станций по ее функциональному использованию должна быть разделена на производственную, подсобную и складскую зоны. При размещении заводов на территории станции должна быть выделена предзаводская зона.
2.6. Склады нефтепродуктов и сгораемых материалов не следует располагать по отношению к производственным зданиям и сооружениям, сортировочным паркам, сортировочным горкам со стороны ветров преобладающего направления по данным многолетних наблюдений.
2.7. Установки с открытыми источниками огня или выбросами искр нельзя располагать с наветренной стороны по отношению к складам нефти и нефтепродуктов и сгораемых материалов.
2.8. Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89 [9] новые сортировочные станции следует размещать за пределами городов, а технические пассажирские станции, парки резервного подвижного состава, грузовые станции и контейнерные площадки - за пределами жилой застройки. Безопасные расстояния от жилой застройки до сортировочных, участковых и грузовых станций следует определять расчетом с учетом грузооборота станции и пожаровзрывоопасности перевозимых грузов. При этом необходимо учитывать не только опасные факторы пожара, степень возможного разрушения емкостей, резервуаров с ЛВЖ и ГЖ, а также токсичность продуктов горения, истечения и распространения опасных веществ и грузов, находящихся в зоне пожара.
2.9. Железнодорожные станции с размерами территории более 5 га должны иметь не менее двух въездов. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м, с двух сторон - при ширине более 18 м.
2.10. Расстояния между складами твердых сгораемых материалов (открытыми и закрытыми) и от них до зданий и сооружений зависят от вместимости склада, видов хранимых материалов, степени огнестойкости зданий и сооружений складов и нормируются по СНиП II-89-80*** [8] с учетом требований СНиП 2.11.01-85* [12], СНиП 2.11.06-91 [13], СНиП II-108-78 [14], а между открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием и от них до зданий и сооружений - с учетом норм технологического проектирования.
________________
На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 31-04-01, здесь и далее по тексту.
На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 21-03-2001, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Расстояние между зданиями, сооружениями и устройствами складов нефтепродуктов, размещаемых на территории станций, необходимо определять по СНиП 2.11.03-93 [10].
2.11. В решении генерального плана должны быть учтены требования СНиП II-89-80*** [8] в части компоновки знаний различной конфигурации и обеспечения при этом наименьшего количества планировочных элементов, типоразмеров зданий, а также типов проездов и дорог. При наличии зданий, образующих полузамкнутые (замкнутые) дворы, обусловленные условиями технологии планировки, должны быть учтены требования СНиП II-89-80*** [8] в части обеспечения сквозных проездов или площадок для разворотов пожарных автомобилей в конце тупиковых подъездов.
2.12. При проектировании путевого развития железнодорожных станций необходимо предусмотреть пути для стоянки пожарных и восстановительных поездов. Места их дислокации и участки выездов определяются начальниками железных дорог и согласовываются с Управлением военизированной охраны, Главным управлением по безопасности движения и экологии МПС РФ.
Полезную длину путей для стоянки восстановительного и пожарного поездов следует принимать согласно ВСН 56-78 [5].
Пути для стоянки пожарного и восстановительного поездов следует располагать в районе локомотивного или вагонного хозяйств. При этом необходимо предусматривать двухсторонний выход с них на главные пути.
2.13. При проектировании новых и реконструкции существующих сортировочных, грузовых и участковых станций необходимо предусматривать специальные тупики для размещения поврежденных единиц подвижного состава с опасными грузами. Тупики должны быть оборудованы средствами пожаротушения, дегазации и нейтрализации опасных грузов, устройствами и запасными емкостями для их слива и эвакуации.
2.14. Для проезда пожарных автомобилей должны использоваться дороги, устраиваемые на территории станций по производственным надобностям. При их отсутствии подъезд пожарных машин должен осуществляться по свободной спланированной территории.
Проезды для пожарных машин должны иметь связь с автодорогами общего пользования.
2.15. Дороги, проезды и подъезды к пожарным водоисточникам (гидрантам, искусственным и естественным водоемам), зданиям и сооружениям, а также железнодорожные переезды должны иметь твердое покрытие и в ночное время освещаться.
Планировка внутриплощадочных (внутриквартальных) проездов и транспортных путей должна обеспечивать свободный подъезд пожарных автомобилей к зданиям и водоисточникам и организацию забора воды.
2.16. Устройство автомобильных дорог на станциях, проездов в рабочие парки и переездов через пути, их количество и ширину, наличие площадок для разворота пожарных автомобилей, в том числе и около водоисточников, следует предусматривать и зависимости от протяженности парков, количества в них путей с учетом требований СНиП II-89-80*** [8].
2.17. Дороги, как правило, необходимо устраивать кольцевыми. Проезды с односторонним кольцевым движением должны быть обеспечены разъездными площадками. К тупиковым проездам необходимо предусмотреть площадки для разворота автомобилей.
2.18. Количество въездов на территорию сортировочной станции должно определяться (быть обусловлено) особенностями производств и размерами площади предприятий.
2.19. Для подъезда к производственным и складским зданиям через железнодорожные пути необходимо предусмотреть переезды, устраиваемые за пределами полезной длины станционных путей.
2.20. При пересечении в одном уровне железнодорожных путей и пожарных проездов следует предусмотреть переезды через железнодорожные пути за пределами их полезной длины. Устройство переездов в пределах остряков и крестовин стрелочных переводов не допускается.
2.21. Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающее проезд пожарной техники, до стен зданий и сооружений необходимо определять согласно СНиП II-89-80*** [8].
2.22. Для разворота пожарных автомобилей у здания делаются Т-образные развороты или петлевые объезды по кругу, у пожарных водоемов - площадки размером не менее 12x12 м.
2.23. Полосы свободной спланированной территории для подъездов пожарных автомобилей должны иметь не менее 6 м в ширину, укрепляться растительным покровом, шлаком или гравием и иметь уклоны для стока поверхностных вод.
2.24. Через канавы и кюветы должны устраиваться настилы и мостики шириной не менее 3,5 м.
2.25. Покрытие дороги, пересекающей железнодорожные пути, следует располагать на уровне головки рельса.
2.26. В местах наиболее интенсивного движения работников горки и станции, в соответствие с Правилами и нормами проектирования сортировочных устройств на железных дорогах Российской Федерации, рекомендуется проектировать переходы через железнодорожные пути из железобетонных плит, а в местах, где покрытие переходов не будет разрушаться при ремонтах и текущем содержании путей, - из монолитного бетона с покрытием асфальтом или других пожаробезопасных материалов.
2.27. Установка светофоров, стрелочных электроприводов, путевых ящиков, наземных кабельных муфт и устройств РЦ относительно оси пути со сливоналивной эстакадой нефтепродуктов или концов эстакады должна осуществляться по СНиП 2.11.03-93 [10].
2.28. Проектирование пожарных депо на железнодорожных станциях и в поселках, размещение и определение количества машин в них должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 [9], а для производственной зоны - в соответствии с требованиями СНиП II-89-80*** [8].
2.29. Вид пожарной охраны, количество и тип пожарных автомобилей и пожарных поездов на станциях следует определять комиссией в составе представителей заказчика, генеральной проектной организации и военизированной охраны МПС.
3.1. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и устройств станций должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004-91 [11], СНиП 2.01.02-85* [15], а также второй части СНиП на проектирование различных зданий и сооружений станций и обеспечивать, в первую очередь, безопасную эвакуацию людей из зданий и помещений через эвакуационные выходы и исключать возможность возникновения пожара и взрыва.