ВСН 207-89
-----------------
МПС СССР
Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах СОЮЗА ССР
ВЗАМЕН приложения 1 к ВСН 56-78
Правила и нормы проектирования сортировочных устройств подготовлены во исполнение указания МПС N 48Ц от 25.12.85 в связи с необходимостью изменения приложения 1 "Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах СССР" (ВСН 56-78), введением новых Правил технической эксплуатации на железных дорогах Союза ССР, государственного общесоюзного стандарта "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм" (ГОСТ 9238-83), ряда нормативных документов по техническому оснащению сортировочных горок. Они содержат нормативные требования и указания, а также рекомендации по проектированию вновь строящихся и переустраиваемых горочных и негорочных сортировочных устройств. Положения Правил и норм учитывают рост объемов переработки вагонопотоков, современные требования механизации и автоматизации сортировочного процесса, необходимость повышения сохранности вагонного парка и перевозимых грузов, безопасности движения, соблюдения безопасных условий труда.
Новые Правила и нормы разработаны во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта при участии специалистов ряда высших учебных заведений МПС (БелИИЖТ, ДИИТ, МИИТ, НИИЖТ, ТашИИТ, ХИИТ), института Гипротранссигналсвязь, а также Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства и других организаций. В разработке Правил и норм принимали участие д-р техн. наук Н.И.Федотов, канд. техн. наук А.М.Дудниченко, д-р техн. наук В.П.Шейкин, канд. техн. наук В.М.Рудановский, Ю.А.Муха, инж. Л.Б.Тишков, канд. техн. наук Ю.Г.Боровков, С.С.Мацкель, И.Б.Феоктистов, И.В.Амеличев, А.П.Шипулин, В.В.Григорьев, А.И.Павловский, С.А.Бессоненко, Л.П.Колодий, И.П.Старшов, П.И.Дыдышко, инж. В.Д.Прокинова, Н.П.Божко и др.
Зам. директора ВНИИЖТа Е.А.Сотников
1.1. Настоящие Правила и нормы проектирования сортировочных устройств обязательны к применению при проектировании, строительстве и реконструкции сортировочных устройств, на станциях общей сети железных дорог Союза ССР, а также при разработке ведомственных нормативных документов.
1.2. Правила и нормы проектирования сортировочных устройств составлены в развитие соответствующих разделов СНиП 2.05.01-90 проектирования железных дорог колеи 1520 мм и подлежат пересмотру не реже 1 раза в 10 лет.
1.3. При разработке проектов строительства и реконструкции сортировочных устройств должны выполняться соответствующие технические требования действующих нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, государственных стандартов на устройства железных дорог СССР, Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР и других нормативных документов и распоряжений, утвержденных МПС.
1.4. Содержание, объем проектной документации, порядок разработки, согласования и утверждения проектов сортировочных устройств определяются Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений в соответствии со СНиП 1.02.01-85* и нормативами, утвержденными МПС.
__________________
* Заменены на СНиП 11-01-95. - Примечание изготовителя базы данных.
1.5. В проектах сортировочных устройств должны предусматриваться наиболее совершенные в технологическом и техническом отношении решения и наиболее рациональные методы строительства.
Сортировочное устройство, его путевая часть и оборудование должны проектироваться для осуществления прогрессивного технологического процесса переработки вагонов, детально разработанного и (при необходимости) проверенного моделированием на ЭВМ. Конструкцию путевой части сортировочного устройства, системы и типы оборудования, методы строительства, параметры технологического процесса переработки вагонов выбирают по результатам технико-экономических обоснований.
Расчеты с применением ЭВМ, выполняемые по настоящим Правилам и нормам, должны производиться по алгоритмам и программам, рекомендуемым МПС.
1.6. В зависимости от местных условий на станциях проектируются основные и вспомогательные сортировочные устройства.
Основные сортировочные устройства проектируются на сортировочных станциях для расформирования-формирования одногруппных составов, а на участковых и грузовых станциях - также и для формирования многогруппных составов поездов и подач вагонов на грузовые пункты общего пользования и на подъездные (внешние) пути промышленных предприятий (при обосновании - и на их внутренние пути).
Вспомогательные сортировочные устройства при наличии основных проектируются на станциях для формирования многогруппных составов и передач (подач) вагонов на грузовые станции и указанные выше грузовые пункты, а также для завершения формирования составов.
1.7. Сортировочные устройства для станций, входящих в системы сетевого и дорожных планов формирования, должны сооружаться и реконструироваться в соответствии с генеральными схемами размещения и развития сортировочных станций, генеральными схемами развития железнодорожных узлов и крупных станций и перспективными планами (проектами) развития станций и промышленных предприятий обслуживаемого района.
Сортировочные устройства на станциях, не входящих в системы сетевого и дорожных планов формирования, должны сооружаться и реконструироваться в соответствии с планами технического развития железных дорог, отделений и отдельных хозяйств, предприятий промышленного района, а также в соответствии с целевыми заданиями.
1.8. Новые и реконструируемые сортировочные устройства должны проектироваться в соответствии с их потребной перерабатывающей способностью на расчетные сроки и с учетом особенностей расположения на направлениях сети железных дорог и в промышленном районе.
Потребная перерабатывающая способность основного сортировочного устройства должна устанавливаться по размерам вагонопотока, подлежащего переработке, определяемым с использованием результатов экономических изысканий. При этом должны учитываться неравномерность перевозок по месяцам и другие параметры входящего потока, размеры повторной и дополнительной переработки, продолжительность технологических перерывов для технического обслуживания и ремонта устройств и необходимый резерв. При равенстве перерабатывающей способности сортировочной горки и пропускной способности парка приема расчетный уровень загрузки горки следует принимать равным 0,7, т.е. резерв перерабатывающей способности - 30%.
Для обеспечения устойчивой работы станций зимой в районах с жестким холодным климатом и со снегоприносом более 25 м в год на единицу протяженности железнодорожного пути (1 м) следует предусматривать повышенный (на 10-15% сверх обычного в зависимости от местных условий) резерв перерабатывающей способности горки для обеспечения высоких темпов маневров и предотвращения затруднений.
Минимальный расчетный уровень потребной перерабатывающей способности основного сортировочного устройства станции, включенной в сетевой и (или) дорожный план формирования, определяется по размерам обязательной переработки вагонопотоков, которые образуются в районе местной работы, тяготеющем к данной станции. При этом учитываются также вагонопотоки, направляемые на данную станцию во встречном направлении с перепробегом. Размеры этих вагонопотоков определяются технологией местной работы района узла и рассчитываются в соответствии с гл.7 "Инструкции по организации вагонопотоков на железных дорогах СССР".
Размеры переработки сверх обязательного уровня устанавливаются в соответствии с задачами, возлагаемыми на данную станцию сетевым или (и) дорожным планом формирования.
Минимальная потребная перерабатывающая способность сортировочного устройства, используемого в качестве вспомогательного, определяется по размерам и трудоемкости потребной повторной переработки местного вагонопотока (с учетом его структуры) в целях формирования многогруппных составов и подач вагонов. Потребная перерабатывающая способность и число вытяжных путей выходных горловин сортировочных парков (или соединений последних с отправочными парками) должны определяться с учетом работы по подтягиванию со стороны выходной горловины сортировочного парка не менее 20-30% всех вагонов в процессе накопления их на сортировочных путях и с учетом условий формирования составов повышенной массы, длины, а также составов соединенных поездов.
1.9. Сортировочные устройства должны проектироваться преимущественно как часть проекта строительства или реконструкции станции (разрабатываемого в соответствии с действующими нормативными документами по проектированию станций и узлов). В задании выделяются взаимоувязанные этапы строительства, содержащие завершенные технологические комплексы с расчетными уровнями производительности. При этом используются указания МПС по этапному развитию станций.
При определении каждого этапа проектируемого сортировочного устройства такие параметры путевого развития, как длина горочной горловины и средняя крутизна спускной части горки, должны обеспечивать необходимую динамичность ее продольного профиля и высокую надежность процесса переработки вагонов.
1.10. Элементы сортировочных горок повышенной, большой, средней мощности (пути надвига, горочная горловина, сортировочные парки, соединительные обходные пути) должны, как правило, проектироваться с учетом их периодического частичного закрытия для выполнения капитальных, средних и других плановых ремонтов пути.
1.11. При проектировании железнодорожного пути сортировочных горок и подгорочных путей, устройств и сооружений, взаимодействующих с подвижным составом, необходимо учитывать максимальные нагрузки от грузового вагона на рельсы, предусмотренные п.1.1 СНиП 2.05.01-90 (железные дороги колеи 1520 мм).
2.1. На станциях проектируются основные и вспомогательные сортировочные устройства следующих типов: горочные - сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности, где для скатывания вагонов используется в основном сила тяжести; негорочные - вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне, где используется сила тяги локомотива и сила тяжести вагонов; вытяжные пути и стрелочные горловины на горизонтальной площадке, где используется только сила тяги локомотива.
2.2. Для выполнения функций основных сортировочных устройств проектируются горки повышенной, большой, средней или малой мощности с сортировочными парками. Для выполнения функций вспомогательных сортировочных устройств могут проектироваться горки средней и малой мощности и негорочные устройства вместе с сортировочными (или сортировочно-группировочными, группировочными) парками.
2.3. Сортировочное устройство должно проектироваться как технологическая система, включающая путевое развитие соответствующего профиля, маневровые локомотивы, техническое оснащение, ремонтную базу, служебно-технические, а также служебно-бытовые здания и помещения с необходимыми коммуникациями, устройства освещения, автомобильные дороги, переходные мосты, тоннели и дорожки, проезды для электро- и автокаров.
2.4. Тип и мощность основных и вспомогательных сортировочных устройств следует устанавливать в зависимости от планируемых размеров и структуры перерабатываемых вагонопотоков. Расчетные прогнозные размеры вагонопотоков должны устанавливаться для сортировочных станций на 10-й, а для остальных технических станций - на 5-й год эксплуатации.
2.5. Сортировочные горки повышенной мощности (ГПМ) проектируются в отдельных случаях для переработки не менее 5500 вагонов в среднем в сутки или при числе путей в сортировочном парке более 40. Конструкция путевого развития указанных горок должна предусматривать необходимые технологические линии переработки вагонов.
Горка повышенной мощности должна иметь не менее трех путей надвига и два-три (при обосновании четыре) спускных пути с обеспечением возможности использования не менее двух средних путей надвига для последовательного роспуска составов на все пути сортировочного парка. При устройстве двух спускных путей проверяется целесообразность соединения их с путями надвига с использованием перекрестных съездов.
Горбы ГПМ проектируют с выведением вершин на одинаковую отметку, соответствующую трудным расчетным условиям эксплуатационной работы. На спускной части горки должны проектироваться две горочные, а на подгорочных путях одна, при обосновании - две парковые тормозные позиции с расстоянием между ними около 150 м. При возможности установки вагоноосаживающих устройств и других средств принудительного перемещения вагонов на сортировочных путях эти средства предусматриваются на горках, сооружаемых в соответствующих климатических зонах.
Для передачи в предгорочный парк (в обход горки) с сортировочных путей вагонов, требующих повторной переработки, и выполнения других операций горка повышенной мощности должна проектироваться с двумя обходными путями из сортировочного парка в предгорочный. При обосновании устраиваются полукольцевой выход из парка отправления и полукольцевой вход в парк приема.
Для частичной переработки составов может сооружаться соединенное с одним из обходных путей вспомогательное сортировочное устройство. Оно должно работать параллельно и во взаимодействии с основной горкой и состоять из горки малой мощности, крайнего пути сортировочного парка и дополнительно укладываемых путей, параллельных сортировочному парку.
В узлах с большим объемом местной работы при соответствующем обосновании может проектироваться вспомогательное сортировочное устройство, состоящее из горки и второго сортировочного (или сортировочно-группировочного) парка, соединенное с основным сортировочным устройством.
Сортировочные горки повышенной мощности необходимо оборудовать комплексом технических средств систем автоматизации: горочной автоматической централизации стрелок; автоматического регулирования скорости скатывания отцепов; автоматического задания скорости надвига и роспуска составов; горочной автоматической локомотивной сигнализации; автоматического регулирования скорости горочного локомотива в процессе надвига и роспуска; сопряжения средств горочной автоматики с автоматизированной системой управления сортировочной станцией (АСУ СС).
Структура проектируемых систем автоматизации процесса расформирования составов на сортировочных горках отражена в приложении 1.
2.6. Сортировочные горки большой мощности (ГБМ) проектируются для переработки, в зависимости от структуры вагонопотока, от 3500 до 5500 вагонов в среднем в сутки или при числе путей в сортировочном парке от 30 до 40.
В конструкции путевого развития ГБМ при соответствующем обосновании могут использоваться необходимые проектные решения по созданию дополнительных технологических линий, применяемых на ГПМ. Число путей надвига на горках большой (и средней) мощности устанавливается с учетом необходимости использования их при отцепках (вторым горочным локомотивом) от расформируемых составов тех вагонов, которые запрещено опускать с горки без локомотива.
При устройстве двух и более путей надвига и двух спускных путей проектируется соединение этих путей перекрестными съездами. Горбы горки проектируют с выведением вершин на одинаковую отметку, соответствующую трудным расчетным условиям эксплуатационной работы. При надлежащем технико-экономическом обосновании допускается расположение вершин горки на разных отметках, особенно в зонах с тяжелыми климатическими условиями (низкие температуры, обильные снегопады, сильные ветры) в зависимости от структуры вагонопотока и других местных условий.
На первую очередь строительства ГБМ при обосновании можно проектировать один обходной путь из сортировочного парка в предгорочный со стороны расположения путей для ремонта вагонов, если второй обходной путь не требуется по условиям выполнения плановых путевых ремонтных работ и др.
Вагонные замедлители на спускной части горки устанавливаются на двух тормозных позициях, в сортировочном парке - на одной. В обоснованных случаях допускается установка в сортировочном парке второй (дополнительной) тормозной позиции.
Технические средства ГБМ должны обеспечивать возможность использования двух спускных путей и присоединенных к ним сортировочных путей для параллельного выполнения отдельных операций при переработке двух составов.
2.7. При проектировании ГПМ предусматривается горочный путепровод для развязки в разных уровнях маршрутов надвига составов на горку и пропуска поездных локомотивов из парка приема (предгорочного) на пути локомотивного хозяйства. При сооружении или реконструкции ГБМ требуется обоснование устройства путепровода. Если определяется необходимость строительства путепровода под горкой за пределами 10-го года эксплуатации, то следует предусмотреть строительство путепровода одновременно с сортировочной горкой при наличии технико-экономического обоснования. В предгорочной горловине при соответствующем обосновании могут устраиваться шлюзы, обеспечивающие непрерывность операций по параллельному роспуску составов и уборке поездных локомотивов. В трудных условиях сооружения горочного путепровода и пропуска локомотивов через предгорочную горловину парка приема проектируется дополнительный ходовой путь в этом парке для пропуска локомотивов через его входную горловину.
2.8. Сортировочные горки средней мощности (ГСМ) проектируют для переработки в зависимости от структуры вагонопотока от 1500 до 3500 вагонов в среднем в сутки или при числе путей в сортировочном парке от 17 до 29. При проектировании ГСМ учитываются потребности и необходимые условия переустройства их в перспективе в ГБМ.
Горки средней мощности проектируют с двумя путями надвига с устройством двух горбов и выведением вершин на одинаковую отметку, отвечающую трудным расчетным условиям работы, и с одним или двумя спускными путями. При числе сортировочных путей, превышающем 24, и соответствующем обосновании укладывается второй спускной путь.
Частичная переработка составов, в том числе требующая отделки вагонов по техническим и коммерческим неисправностям, может осуществляться (особенно при расположении транзитного парка параллельно парку приема) с использованием горки, для чего в сортировочном парке предусматривается необходимое число путей. В таком случае для повышения маневренности в работе горки должна проектироваться сразу укладка второго спускного пути, присоединяемого к путям надвига перекрестными съездами.
На ГСМ обязательно укладывается один путь, соединяющий парки приема и сортировочный в обход горки, со стороны расположения путей для ремонта вагонов, выделяемых в сортировочном парке. При необходимости предусматривается второй обходной путь.
Вагонные замедлители на спускной части устанавливаются, как правило, на двух тормозных позициях, в сортировочном парке - на одной. В отдельных обоснованных случаях при реконструкции ГСМ допускается установка в сортировочном парке второй (дополнительной) тормозной позиции.
2.9. Горки малой мощности (ГММ) проектируются с учетом структуры вагонопотока и трудоемкости маневровых операций для переработки от 250 до 1500 вагонов в среднем в сутки при числе путей в сортировочном парке (группировочном, сортировочно-группировочном) от 4 до 16 (включительно). Они проектируются, как правило, с одним путем надвига и одним спускным путем. Для тяжелых климатических условий, а также в случае использования ГММ для формирования групп составов групповых поездов и подач вагонов допускается устройство двух путей надвига и двух горбов. В этом случае вершины горки могут располагаться на разных отметках, особенно на станциях с сильными ветрами и при переработке вагонопотока со значительным (более 30%) содержанием порожних и легковесных вагонов.
Сортировочные горки малой мощности, имеющие 12-16 путей, сооружаемые на станциях с сильными ветрами, в зависимости от объема и характера работы могут оборудоваться двумя тормозными позициями на спускной части, а также одной парковой тормозной позицией. В остальных случаях ГММ следует оборудовать вагонными замедлителями, устанавливаемыми, как правило, на одной (пучковой) тормозной позиции спускной части и одной парковой тормозной позиции.
На ГММ с 4-6 путями, проектируемых на небольшой объем переработки (до 600 вагонов в среднем в сутки) на станциях, расположенных в регионах с благоприятными климатическими условиями, допускается устраивать только одну механизированную тормозную позицию (на подгорочных путях), оборудованную замедлителями. При этом горочная горловина должна обязательно проектироваться короткой, компактной и укладываться из стрелочных переводов с крестовинами марки 1/6.
На ГММ в целях повышения их маневренности может устраиваться несколько выходов с отдельных пучков подгорочных путей в обход горба, с разных сторон или по одну его сторону. При этом горка с числом путей 8 и менее должна, как правило, иметь обход горба со всех подгорочных путей с примыканием его к горочной горловине до первой разделительной стрелки или с устройством перекрестных съездов.
На участковых (при обосновании - на отдельных сортировочных) станциях план и профиль горки малой (средней) мощности должны обеспечивать возможность отправления поездов в обход горба горки с части сортировочных путей (крайнего пучка) в сторону, противоположную направлению сортировки.
2.10. Пути подгорочного парка горок повышенной, большой, средней и малой мощности должны оборудоваться заграждающими средствами.