Решение для управления процессами
производственной безопасности

ГОСТ Р 53489-2009

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАВЕСНЫЕ И ПРИЦЕПНЫЕ

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Mounted and trailed agricultural machines. General safety requirements



ОКС 65.060

Дата введения 2011-01-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 "Машины для растениеводства"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. N 678-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на навесные, полунавесные, прицепные, полуприцепные, монтируемые машины и орудия для сельского хозяйства, животноводства и кормопроизводства (далее - машины), агрегатируемые с различными энергетическими средствами и составляющие вместе с ними сельскохозяйственный агрегат (СХА).

Стандарт устанавливает общие требования, обеспечивающие безопасность труда при использовании машин по назначению, техническом обслуживании, ремонте, транспортировании и хранении.

Стандарт не распространяется на средства малой механизации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.008 Система стандартов безопасности труда. Биологическая безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.019 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.062 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные

ГОСТ 12.2.120 Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности

ГОСТ 13758 (ИСО 500-79) Валы карданные сельскохозяйственных машин. Технические условия

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 20062 Сиденье тракторное. Общие технические условия

ГОСТ 25942 Тракторы и сельскохозяйственные машины. Устройства быстросоединяющие. Требования к конструкции

ГОСТ 26336 (ИСО 3767-1-82, ИСО 3767-2-82, ИСО 3767-3-88 Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы

ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

_______________

Действует ГОСТ 12.4.026-2015.


ГОСТ Р ИСО 4254-2 Устройства для внесения в почву жидкого аммиака. Требования безопасности

ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы

_______________

Действует ГОСТ ISO 12100-2013 "Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска".


ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52746 Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования

_______________

Действует ГОСТ 10000-2017.


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.     

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 энергетическое средство; ЭС: Совокупность двигателя, трансмиссии и движителя, обеспечивающая движение и работу несамоходных машин и привода их рабочих органов.

3.2 машина навесная: Машина, закрепляемая на навесную систему ЭС. Масса такой машины в транспортном положении полностью воспринимается ЭС.

3.3 машина монтируемая: Машина, закрепляемая на навесную систему и (или) на другие точки ЭС с дополнительным монтажом ряда сборочных единиц, масса которой полностью воспринимается ЭС.

3.4 машина прицепная: Машина, масса которой в транспортном положении воспринимается ее ходовой системой. При переводе машины из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС не изменяет своего положения по высоте.

3.5 машина полуприцепная: Машина, масса которой частично воспринимается ЭС и большей частью собственной ходовой системой. При переводе машины из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС не изменяет своего положения по высоте.

3.6 машина полунавесная: Машина, масса которой в транспортном положении частично воспринимается ЭС и большей частью собственной ходовой системой. При переводе машины из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС принудительно перемещается в новое положение по высоте.

     4 Общие требования безопасности

     4.1 Общие положения


Машины должны соответствовать требованиям: по безопасности к элементам конструкции - ГОСТ 12.2.003; по пожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004; по биологической безопасности - ГОСТ 12.1.008; к сигнальным цветам и знакам безопасности - ГОСТ Р 12.4.026; к ограждениям и блокировкам - ГОСТ 12.2.062.

     4.2 Требования к устойчивости

4.2.1 Машины должны быть разработаны таким образом, чтобы в транспортном положении обеспечивался угол поперечной статической устойчивости:

- для машин в агрегате с ЭС тяговых классов 0,9 и более - не менее 30°, в агрегате с ЭС тяговых классов 0,6 и менее - не менее 20°;

- для машин, изготовленных на базе тракторных прицепов и полуприцепов, - по ГОСТ Р 52746;

- для навесных и монтируемых сельскохозяйственных погрузчиков - по ТУ на них.

Это требование должно быть выполнено как с незаполненными резервуарами или бункерами, так и с резервуарами или бункерами, заполненными технологическим материалом, и как с дополнительно установленным оборудованием или бункерами, так и без них.

4.2.2 Опорные устройства, отличные от колес (например, стойки, выносные опоры), должны иметь опорную поверхность, давление которой на грунт не должно превышать 400 кПа. Выносные опоры или подобные устройства должны блокироваться в транспортном положении. Оператор должен иметь возможность проверить визуально, что выносные опоры установлены в транспортное положение.

Если требуемая устойчивость машины в движении или в стационарном положении может быть достигнута только выполнением специальных мер или применением специальных устройств, то это должно быть указано непосредственно на машине и (или) в руководстве по эксплуатации.

4.2.3 Навесные машины должны сохранять устойчивое положение при установке их на хранение. Положение точек навески должно обеспечивать удобное и безопасное соединение машины с ЭС. Самые низкие точки навески должны быть расположены не менее чем на 200 мм выше грунта.

4.2.4 Машины со сницей, предназначенной для механического подъема буксирующим ЭС, должны быть оснащены стойкой, способной поддерживать сницу со сцепной петлей на высоте не менее 150 мм от грунта.

Машины со сницей, предназначенные для сцепки сцепной петлей, зафиксированной по высоте, должны быть оборудованы опорным устройством или домкратом с регулируемой высотой. Это опорное устройство может быть следующего типа:

- нескладывающееся, в этом случае оно должно быть оснащено устройством, которое блокирует его в требуемом положении;

- складное, в этом случае опорное устройство должно иметь орган ручного управления, расположенный слева на машине по ходу движения. Когда при переводе машины из транспортного положения в рабочее это опорное устройство откидывается или складывается, оно должно блокироваться.

В руководстве по эксплуатации должны быть приведены меры по предотвращению опасностей травмирования для оператора и обслуживающего персонала при использовании опорного устройства.

Опорные устройства и их крепления должны быть установлены на машине.

Если опорные устройства, установленные на машине, препятствуют правильному использованию машины, а их удаление не влияет на безопасность и устойчивость машины при работе, то эти опорные устройства могут быть съемными без применения инструментов. В этом случае соответствующие указания должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.

Если опорные устройства являются съемными, то должны быть предусмотрены места для их хранения на машине.

4.2.5 СХА с колесным ЭС должны иметь нагрузку на управляемые колеса не менее 0,2 эксплуатационной массы ЭС. За управляемые колеса ЭС с шарнирно-сочлененной рамой принимают наименее нагруженный мост ЭС.

Смещение центра давления относительно середины опорной поверхности гусениц СХА на базе гусеничного ЭС не должно превышать 0,2 длины опорной поверхности гусениц.

Для обеспечения продольной устойчивости и необходимой нагрузки на управляемые колеса допускается установка на ЭС балластных грузов, масса каждого из которых не должна превышать 20 кг.

Допускается применение неделимого груза требуемой массы, навешиваемого на переднее (или заднее) навесное устройство ЭС одним оператором.

4.2.6 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины, установленные в отцепленном состоянии на горизонтальной поверхности, должны сохранять устойчивость при приложении к ним усилий не менее 200 Н.

4.2.7 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины должны иметь регулируемую по высоте опору на соединительном (сцепном) устройстве (снице), обеспечивающую их устойчивость и безопасность в отцепленном состоянии и при соединении с ЭС. В технически обоснованных случаях допускается установка нерегулируемой опоры.

     4.3 Требования к тормозам

4.3.1 На прицепных, полуприцепных и полунавесных машинах, предназначенных для работы в поле (на животноводческих фермах) и выход которых на дороги общего пользования является исключением, наличие рабочего и стояночного тормозов должно быть установлено в ТУ на конкретные машины. Приводом рабочих тормозов должен управлять с рабочего места оператор ЭС. Привод стояночного тормоза должен быть расположен на машине, быть легкодоступным и несъемным.

4.3.2 Конструкция привода тормозов должна обеспечивать затормаживание машины в случае аварийного расцепления машины от ЭС.

4.3.3 Стояночный тормоз должен удерживать машину без ЭС в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 18%.