ГОСТ Р 52746-2007
Группа Д22
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ ТРАКТОРНЫЕ
Общие технические требования
Tractor-drawn trailers and semi-trailers. General technical requirements
ОКС 65.060.10
ОКП 47 4980;
47 3960;
45 2560
Дата введения 2008-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН ОАО "Орский завод тракторных прицепов - Сармат"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 "Машины для растениеводства"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2007 г. N 237-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие с 01.01.2011 Приказом Росстандарта от 14.10.2010 N 305-ст
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 12, 2010 год
Настоящий стандарт распространяется на тракторные прицепы, полуприцепы и шасси тракторных прицепов и полуприцепов.
Стандарт не распространяется на тракторные прицепы и полуприцепы с активным приводом.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования
ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 12.2.002.3-91 Система стандартов безопасности труда. Сельскохозяйственные и лесные транспортные средства. Определение тормозных характеристик
ГОСТ 7463-2003 Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин. Технические условия
ГОСТ 13398-82 Устройства прицепные сельскохозяйственных машин. Типы, основные размеры и расположение
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 20793-86 Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание
ГОСТ 27388-87 Эксплуатационные документы сельскохозяйственной техники
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тракторный поезд: Подвижной состав, состоящий из трактора, полуприцепа и (или) одного (нескольких) прицепа(ов).
3.2 тракторный прицеп: Несамоходное транспортное средство, передающее всю вертикальную нагрузку на опорную поверхность через свои колеса.
3.3 тракторный полуприцеп: Несамоходное транспортное средство, передающее часть вертикальной нагрузки на трактор через тягово-сцепное устройство.
3.4 шасси тракторного прицепа (или полуприцепа): Составная часть тракторного прицепа (или полуприцепа), предназначенная для установки на нем платформ, цистерн, вагонов-домов и (или) технологического оборудования.
3.5 основной тяговый трактор: Трактор определенного класса тяги (указываемый в эксплуатационной документации на прицеп или полуприцеп), для которого предназначен данный прицеп или полуприцеп.
3.6 прицеп тракторный с центральной осью: Прицеп, оборудованный буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс прицепа (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% соответствующей максимальной массы прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4.1 Конструктивные требования
4.1.1 Прицепы и полуприцепы должны быть рассчитаны на эксплуатацию при хранении на открытой площадке.
4.1.2 Сцепные петли прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов, агрегатируемых с тракторами не ниже 2-го тягового класса, - по ГОСТ 2349.
Основные размеры сцепной петли прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов, агрегатируемых с тракторами не выше 2-го тягового класса, - по ГОСТ 13398 или должны соответствовать указанным на рисунке 1.
Рисунок 1
Крепление петли к прицепу, полуприцепу и шасси прицепа и полуприцепа должно быть разъемным.
По согласованию с заказчиком допускается неразъемное соединение сцепной петли для прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов, агрегатируемых с тракторами не выше 2-го тягового класса, а также установка петли с вращением ее вокруг продольной оси.
Расположение сцепных петель для прицепов (шасси прицепов) - в соответствии с указанным для ТСУ-3 по ГОСТ 3481, для полуприцепов (шасси полуприцепов) к тракторам не выше 2-го тягового класса - в соответствии с указанным для ТСУ-2 по ГОСТ 3481, к тракторам не ниже 2-го тягового класса - в соответствии с указанным для ТСУ-3 по ГОСТ 3481.
4.1.3 Вертикальная статическая нагрузка на тяговый крюк трактора от сцепной петли прицепа не должна превышать 500 Н (50 кгс).
Вертикальная статическая нагрузка на тяговый крюк трактора от сцепной петли полуприцепа должна быть не менее 3% массы порожнего полуприцепа и не менее 500 Н (50 кгс) при разгрузке.
4.1.1-4.1.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.4 Прицепы и полуприцепы, предназначенные для эксплуатации в составе трех- и более звенного тракторного поезда, по требованию заказчика должны иметь заднее тягово-сцепное устройство по ГОСТ 2349 или ТСУ-3 по ГОСТ 3481.
Прицепы и полуприцепы, оборудованные задним тягово-сцепным устройством, должны иметь вывод привода тормозной системы, вывод привода управления гидроподъемниками (для самосвальных прицепов и полуприцепов), а также штепсельную розетку и выключатель указателей поворота. Прицепы и полуприцепы, не оборудованные задним тягово-сцепным устройством, должны иметь сзади приспособление для вынужденной эвакуации (вытаскивания).
4.1.5 Конструкция прицепов и полуприцепов должна обеспечивать возможность их движения в составе тракторного поезда полной массы с максимальной скоростью основного тягового трактора.
4.1.6 Профиль обода колес прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов должен соответствовать требованиям ГОСТ 10410, а шины - требованиям ГОСТ 7463.
По согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем допускается применять шины и колеса других типоразмеров.
По согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем прицепы, полуприцепы и шасси прицепов и полуприцепов могут быть укомплектованы запасным колесом. В этом случае для его крепления должно быть предусмотрено специальное устройство.
4.1.5, 4.1.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.7 На прицепах и полуприцепах должны быть предусмотрены места для установки съемных задних защитных устройств.
Задние защитные устройства должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.58.
Допускается прицепы и полуприцепы не оборудовать задним защитным устройством, если элементы их рамы и (или) платформы выполняют его функции.
4.1.8 Дорожный просвет прицепов и полуприцепов должен быть не менее 300 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.9 Поворотные тележки прицепов (шасси прицепов) должны поворачиваться влево и вправо на угол не менее 90°.
4.1.10 Прицепы (шасси прицепов) должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым трактором. При этом должна быть обеспечена возможность наклона дышла на углы по ГОСТ 2349.
4.1.11 Система электрической сети прицепов и полуприцепов и технические требования к электрооборудованию - по ГОСТ Р 52230.
4.1.12 Внешние световые приборы прицепов и полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 8769.