5.1 Ноон-технология - базовая технология, предназначенная для создания, освоения и применения технической информации в виде машинно-управляемых баз знаний как в электронном исполнении, так и в исполнении, позволяющем ее размещение на твердых носителях информации (например, бумаге, поверхностях технических изделий), в целях достижения необходимого направленного информационного воздействия на техническую ИИД оператора (см. приложение А).
Техническая информация в виде управляемых баз знаний с применением ноон-технологии может быть создана на нормативно-регулируемой основе с помощью комплекса стандартов ИОТОД в соответствии с ГОСТ Р 43.0.1.
5.2 Ноон-технология (от греческого "ноо" - разум, технология разумной деятельности) - информационно-интеллектуальная технология, позволяющая применять техническую информацию, представленную в виде пассивно, активно, интерактивно, симбиозитивно управляемых баз знаний, и при восприятии ее оператором с образованием соответствующих естественных, машинизированных, биоактивизированных СЧИ обеспечивать возникновение и функционирование управляемых ИОП, ИИД в его мышлении.
При этом у оператора, применяющего эту техническую информацию с проведением им необходимых ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ, возникает направленная цефализация, импрессизация деятельности его мозга в процессе указанных ИЧИВ.
В соответствии с ноон-технологией управление ИОП в мышлении оператора может осуществляться изменением внешних свойств информации, с которой он взаимодействует (в том числе представленной в виде баз знаний), им самим или извне посредством изменения внутренних свойств этой информации с использованием машинных (компьютеризированных) средств.
5.3 Предназначение ноон-технологии в технической сфере следующее:
- активизация ИИД мышления оператора в целях достижения в ходе ее осуществления целостного (с учетом контекстности представленных сведений), целенаправленного, клиаративно-креативно управляемого использования воспринимаемой оператором технической информации (восприятия и использования технической информации с пониманием и возможным творческим развитием оператором субъектно-значимых знаний, содержащихся в этой информации);
- оказание с применением информационных, машинно-информационных воздействий необходимого влияния на слабые взаимодействия в нейронно-биополевой деятельности мозга оператора для повышения эффективности его мышления;
- преобразование оператором социум-значимых знаний, имеющихся в информации, в субъектно-значимые знания с применением клиарализации сведений, содержащихся в информации (представления сведений в виде, понимаемом пользователем с учетом экспертной оценки достигнутого результата);
- формирование в мышлении оператора концептуальных моделей технической среды в виде пикториальных, пикториально-аудиальных информационных моделей с использованием для их представления развитой системы моно- и полисемантических знаковых средств пикториального, пикториально-аудиального типов, входящих в ЯзОД ГОСТ Р 43.2.1, в целях достижения клиаративно-креативного поведения оператора в соответствующих ситуациях;
- машинизированное представление технической информации в виде, обеспечивающем ее пикториализированное, пикториализированно-аудиализированное восприятие оператором с минимизированно-оптимизированным использованием представления сведений, содержащихся в этой информации, в текстовом изложении;
- моделирование (воспроизведение) компонентов интеллектуальной деятельности мышления оператора в целях получения по результатам исследований необходимых сведений для повышения эффективности ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ;
- достижение управляемости ИИД оператора при использовании им дискретных сообщений, гиперсообщений (протяженных сообщений) пикториального, пикториально-аудиального видов, с учетом возникающих и функционирующих при этом в его мышлении ИОП, а также инициируемых этими процессами разнообразных информационно-психических явлений в деятельности оператора (например, синестезии, синергетики, синергии, имерсинга и др.).
5.4 С применением ноон-технологии могут быть решены следующие задачи:
- разработка для ИОТОД пикториальных, пикториально-аудиальных гиперсообщений, управляемых по предъявлению необходимых фрагментов этих сообщений, ПАИ, управляемых по семантике, в том числе с применением позиционированно-актуализируемого способа обеспечения необходимого управления семантикой информации с изменением ее во времени и пространстве;
- создание ИОТОД, в том числе в виде ИПВР, для соответствующих образцов техники в виде информации в электронной форме, с возможностью представления этой информации с определенными упрощениями на поверхностях твердых носителей, в том числе бумажных;
- симбиозитированное (совместимое, взаимодополняющее) применение ЯзОД с объединенным семантическим и раздельным понятийным использованием других языков , в том числе коммуникативных, абстрагированных, предметно-специализированных;
- переход от баз данных единого информационного пространства к базам знаний единого информационно-интеллектуального пространства;
- создание ЕСЧИ, СЧИМ, ИЕСЧИ, ИСЧИМ, ИСМИ с использованием моделинг-ноонинга, ноон-моделирования, пикториализированного, пикториализированно-аудиализированного представления сведений, содержащихся в применяемой информации, в целях достижения необходимого высокоэффективного ИЧИВ;
- создание с использованием ИСЧИМ специальных технических устройств ИСЧИМУ, ИСЧИМИ, ИСЧИМО, ИСЧИМИР;
- создание технических устройств ГИ с применением машинно-информационных средств в целях достижения высокоэффективного ГИЧИВ;
- создание технических устройств КИИ с применением машинно-информационных средств, имитирующих мыслительную деятельность, для достижения высокоэффективного ИИЧИВ;
- осуществление технической деятельности, основанной на знаниях;
- повышение интеллектуализации дидактической и практической деятельности технических специалистов;
- разработка сообщений, в том числе активно, интерактивно управляемых, повышенного уровня восприятия, реконструирующих прошедшие события, изменения, проведенные в технических изделиях, ситуации, которые могли быть, и т.п., относящихся к соответствующим образцам техники;
- разработка ноон-электронных (с повышенным уровнем эффективности) дидактических стимуляторов, обеспечивающих у оператора - пользователя этих дидактических стимуляторов как одновременно корректируемое формирование соответствующих моделей технической среды или ее компонентов, так и корректируемую выработку у них необходимых навыков, умений обращения с этими моделями технической среды или их компонентами;
- разработка ноон-электронных (с повышенным уровнем эффективности) симуляторов;
- создание функционального информационного обеспечения для применения при разработке натурных, натурно-информационных тренажеров.