В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абдукативные решения: Решения, принимаемые оператором по предварительно оцененной (с фиксацией следствий ) информации на основе приобретенных ранее знаний.
3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии).
3.3 висцериоз: Внутренняя деятельность мышления оператора, направленная на практическое взаимодействие с внешней средой.
3.4 дедуктивные решения: Решения, принимаемые оператором по непосредственно воспринимаемой информации на основе приобретенных ранее знаний.
3.5 дисайдиозис: Внутренняя мыслительная деятельность оператора, направленная на принятие решения по необходимому использованию (с возможным преобразованием) информации, хранящейся в памяти или воспринимаемой из внешней среды.
3.6 дисайдизированные навыки к деятельности: Навыки оператора к деятельности, характеризующиеся принятием решений.
3.7 единая ноон-технология: Ноон-технология, применяемая с использованием необходимых технических устройств, обеспечивающих расширенные возможности ее применения по целевому назначению.
3.8 имерсинг: Психоинформационное интегрированное включение ("адаптированное погружение") оператора в необходимую техническую информационную среду.
3.9 импрессизация деятельности мозга: Изменение мышления, мыслительной деятельности мозга оператора с применением информационных воздействий на функционально-психическую деятельность мозга для управления его информационно-интеллектуальной деятельностью.
3.10 индуктивные решения: Решения, принимаемые оператором по предварительно оцененной (проведенной с преобразованием и экстраполяцией исходной ситуации, с предвидением изменений в ситуации) им информации на основе приобретенных ранее знаний.
3.11 интериориз: Мыслительная деятельность оператора, направленная на обеспечение перехода информации, воспринимаемой из внешней среды, в его мышление для применения воспринятой информации во внутренней информационно-интеллектуальной деятельности.
3.12 интроекциоз: Мыслительная деятельность оператора, направленная на включение в свое мышление семантической информации, воспринимаемой извне или созданной им самим.
3.13 информационная технология: Технология с использованием каких-либо средств воздействия на информационные объекты, направленного на достижение поставленной цели, заключающейся в необходимом изменении информационных объектов, подвергаемых воздействию.
3.14 информационно-интеллектуальная технология: Технология с использованием каких-либо средств воздействия на информационные объекты, направленного на достижение поставленной цели, заключающейся в необходимом интеллектуализированном изменении информационных объектов, подвергаемых воздействию.
3.15 концептуальная модель: Абстрактная модель, определяющая структуру исследуемого объекта (составные части и связи), свойства составных частей, причинно-следственные связи.
3.16 клиаратиозис: Внутренняя (клиаративная) мыслительная деятельность оператора, направленная на понимание используемой им информации с возможным учетом воспринимаемой и хранящейся в памяти информации.
3.17 когнитиозис: Конечный этап интроекциоза в мышлении оператора, обеспечивающий проведение рассуждений, умозаключений с формированием (в том числе направленным) в мышлении оператора технических сущностей в виде когнитивных (познавательных) семантических отражений.
3.18 коммуникативная информационная деятельность: Информационная деятельность, обеспечивающая жизнедеятельность оператора в окружающей среде, его межличностное общение.
3.19 креатиозис: Внутренняя (креативная) деятельность мышления оператора, направленная на творческое преобразование информации, хранящейся в его памяти, с возможным учетом воспринимаемой информации.
3.20 моделинг-ноонинг: Знаковое (знакообразуемое) пикториальное, пикториально-аудиальное представление технических сведений с применением грамматики, семантики используемой знаковой системы в виде картинно воспринимаемых сообщений, соответствующих психофизиологии мышления оператора.
3.21 моносемантические знаки: Эталонные знаки, по исполнению представленные в виде контекстно обособленного семантического фрагмента сведений.
3.22 морфинг информации: Изложение информации в виде, при котором одно фрагментированное изображение переходит ("перетекает") в другое.
3.23 направленное регулирование: Направляемая необходимым способом деятельность по поддержанию заданного состояния чего-либо (например, объекта, системы).
3.24 направленное управление: Направляемая необходимым способом деятельность по заданному изменению состояния чего-либо (например, объекта, системы).
3.25 ноон-моделирование: Представление сведений, содержащихся в информации, с использованием раздельного или совместного объектно-ориентированного (познавательного), интерпретационно-имитационного предметного (прагматического) моделирования в виде картинных с необходимым аудиальным сопровождением образно воспринимаемых знаковых моделей, соответствующих психофизиологии мышления оператора, применяющего эти модели.
3.26 натурные тренажеры: Тренажеры, выполненные в виде, имитирующем с определенной степенью соответствия реальные образцы техники.
3.27 натурно-информационные тренажеры: Тренажеры, выполненные в виде, имитирующем с определенной степенью соответствия реальные образцы техники с применением информационных представлений необходимых компонентов предметной технической и внешней сред.