Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53662-2009 (ИСО 28001:2006) Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы

Приложение В
(справочное)

     
Методика проведения оценки рисков и выработки контрмер

В.1 Общие положения

Настоящее приложение содержит методику, которую могут применять организации - участники цепи поставок для проведения оценки рисков реализации акта незаконного вмешательства, которые могут нанести ущерб деятельности организации, определения контрмер, соответствующих масштабам деятельности и размерам организации. В методике использована такая последовательность:

- составить перечень области деятельности организации;

- определить существующие меры управления обеспечением безопасности и охраны;

- определить сценарии угроз;

- определить последствия по каждому случаю реализации сценария угрозы;

- определить вероятность реализации акта незаконного вмешательства при существующем уровне безопасности (охраны);

- определить адекватность мер по обеспечению безопасности и охраны;

- при необходимости разработать дополнительные меры по обеспечению безопасности и охраны.

На рисунке В.1 представлено графическое описание процесса проведения оценки рисков и выработки контрметр.


Рисунок В.1 - Схема процесса проведения оценки рисков и выработки контрмер



В.2 Первый шаг - рассмотрение сценариев угроз

При проведении оценки уязвимости (охраны) следует учитывать, как минимум, сценарии угроз, приведенные в таблице В.1. Также следует учитывать другие сценарии, установленные органами исполнительной власти, руководством цепи поставок или уполномоченными лицами, проводящими оценку уязвимости (охраны).

Таблица В.1 - Сценарии угроз цепи поставок

Примерные сценарии угроз

Возможные последствия

1 Незаконное проникновение и/или установление контроля над активом (включая транспортные средства)

Повреждение/разрушение актива;

использование актива в качестве средства нанесения повреждений/разрушений;

акции протеста населения, повлекшие за собой экономические потери;

захват заложников/убийство людей

2 Использование цепи поставок для незаконного перемещения товаров

Нелегальное перемещение запрещенных предметов, в том числе оружия;

нелегальное перемещение людей, в том числе террористов

3 Информационное вмешательство

Получение местного или удаленного доступа к информационным/документальным системам цепи поставок в целях нанесения ущерба или обеспечения проведения незаконных действий

4 Целостность товара

Подделка, подмена и/или кража в террористических целях

5 Несанкционированное использование

Использование деятельности международной цепи поставок для реализации террористических актов, включая использование транспортного средства в качестве оружия

6 Другое


При проведении оценки уязвимости (охраны) следует учитывать:

- состояние контроля доступа:

- к сооружениям организации - участника цепи поставок, включая окрестности,

- транспортным средствам,

- информации,

- прочему;

- условия эксплуатации и технические характеристики транспортных средств:

- при нормальной эксплуатации,

- в местах технического обслуживания,

- при соответствующих заменах запчастей, например из-за поломок,

- при ротации транспортных средств,

- при нахождении в местах стоянки,

- при возможном использовании транспортных средств в качестве оружия,

- прочее;

- условия обработки товаров:

- при погрузке,

- производстве,

- хранении (включая промежуточное хранение),

- перемещении,

- выгрузке,

- компоновке/раскомпоновке,

- прочее;

- условия перемещения товаров:

- по воздуху,

- автодорогам,

- железной дороге,

- внутренним водным путям,

- морю,

- прочее;

- возможность выявления/предотвращения несанкционированных проникновений при поставке товаров;

- условия проведения инспекционных проверок (например, транспортных средств);

- характеристики персонала:

- уровень компетентности, подготовки и понимания,

- надежность,

- другое;

- наличие деловых партнеров;

- состояние внутренней/внешней связи:

- для обмена информацией,

- использования в чрезвычайных ситуациях,

- другое;

- состояние обработки данных о товарах и/или маршрутах его перемещения:

- степень защищенности данных,

- степень достоверности данных,

- прочее;

- наличие внешней информации:

- официальной, полученной от органов исполнительной власти,

- касающейся отраслевых особенностей,

- о ранее происшедших чрезвычайных ситуациях и актах незаконного вмешательства,

- о возможностях и времени реагирования на чрезвычайные ситуации и акты незаконного вмешательства,

- прочее.

В.3 Второй шаг - классификация последствий

При оценке последствий должны учитываться потенциальные человеческие и экономические потери. Оцениваемые последствия по каждому акту незаконного вмешательства должны классифицироваться как высокие, средние или низкие (см. таблицу В.2). В процессе проведения оценки уязвимости (охраны) могут использоваться численные значения последствий, которые впоследствии должны быть переведены в качественные.

Таблица В.2 - Классификация последствий