Пример построения дерева причинно-следственных связей (выкрашивание подшипника)
Дерево причинно-следственных связей для процесса выкрашивания поверхностей подшипника качения показано на рисунке Е.1.
вероятность =1;
задержка в три месяца.
Рисунок Е.1 - Дерево причинно-следственных связей для процесса выкрашивания подшипника качения
Первичной причиной выкрашивания является неправильная посадка подшипника качения, которая может быть следствием:
- несоблюдения технологии установки подшипника;
- превышения диаметром вала его номинального значения;
- недостаточного диаметра отверстия подшипника.
Следствием уменьшенного радиального зазора в подшипнике могут быть:
- увеличенная площадь контакта тел качения и дорожек качения;
- повышенные механические напряжения в зоне контакта.
В нормальных условиях работы подшипника дефекты поверхностей контакта обычно связаны с механическими свойствами материала подшипника. Производители подшипников возможные усталостные повреждения характеризуют 90%-ным ресурсом (сроком службы, при котором отказ из-за усталостных дефектов будет наблюдаться не более чем у 10% изделий). Повышенные механические напряжения в зоне контакта непосредственно влияют на появление и развитие усталостных эффектов в подшипнике. Результатом усталостных изменений является выкрашивание поверхности.
Увеличенная площадь контакта непосредственно влияет на повышенное трение между дорожками качения и телами качения. Это, в свою очередь, вызывает ухудшение условий смазки. Недостаточное смазывание не только вызывает появление усталостных дефектов в подшипнике, но и само является причиной более быстрого выхода подшипника из строя.
Проблемы со смазкой проявляются в виде таких эффектов как:
- перегрев подшипника;
- пониженная вязкость смазки;
- уменьшение толщины масляной пленки.
Для диагностирования подшипников может быть использован анализ разных физических процессов, таких как вибрация, шум, изменение состава масла.
В приведенном примере основанием для диагностирования подшипникового узла могут быть:
- превышение контролируемым параметров вибрации порогового значения и связанное с этим появление сигнала предупреждения;
- появление в сигнале вибрации модуляционных составляющих на подшипниковых частотах.
Результаты анализа состава масла и графика изменения температуры могут служить дополнительным подтверждением неисправности и могут помочь в обнаружении неисправного подшипника или группы подшипников.