Рекомендации содержат требования к геосеткам (плоским георешеткам), предназначенным для армирования асфальтобетонных слоев, правила назначения конструктивных решений, рекомендации по расчету асфальтобетонных покрытий, усиленных геосетками, и технологию производства работ.
а) В соответствии с действующей Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них при капитальном ремонте и ремонте конструктивные слои из асфальтобетона, армированного геосинтетическими материалами, могут использоваться для усиления усовершенствованных покрытий при следующих видах работ:
- усилении дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия;
- устройстве более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания;
- перекрытии изношенных цементобетонных покрытий;
- ликвидации колейности с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона;
- уширении дорожной одежды до норм соответствующих категории ремонтируемого участка автомобильной дороги;
- восстановлении дорожной одежды в местах ремонта земляного полотна;
- устройстве защитных слоев и слоев износа путем укладки выравнивающего (или фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением требуемой ровности и сцепных свойств.
б) Следует различать функции армирующих и трещинопрерывающих прослоек (п.3а) и требования, предъявляемые к ним. В данных Рекомендациях рассматриваются только вопросы применения армирующих прослоек из геосеток, плоских георешеток и геокомпозитов на их основе для усиления асфальтобетонных покрытий. Рекомендации по устройству трещинопрерывающих прослоек даны в "Рекомендациях по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями", 1993.
в) Армирующий материал может выполнять свои функции только при соблюдении ряда основных условий:
- прочное сцепление арматуры с армируемым материалом для обеспечения перераспределения возникающих напряжений;
- прочность арматуры на растяжение значительно выше прочности армируемого материала с учетом усталостных явлений от многократных кратковременных силовых воздействий (в противном случае теряется смысл армирования материала);
- модуль упругости арматуры намного выше, чем у армируемого материала (иначе армируемый материал может получить избыточные горизонтальные деформации раньше, чем арматура воспримет и перераспределит растягивающие напряжения);
- прочность и деформативность армирующего материала стабильны во времени как при высоких положительных, так и при низких отрицательных температурах, при высокой влажности и агрессивных воздействиях (только в этом случае можно гарантировать длительный положительный эффект от армирования покрытия);
- арматура не обладает чрезмерной ползучестью для восприятия длительных напряжений (иначе арматура может либо не выдержать значительных длительных температурных напряжений, возникающих в асфальтобетоне при низких отрицательных температурах, либо релаксировать эти напряжения, утратив свое предназначение).
- арматура располагается в слое армируемого материала с наибольшими растягивающими напряжениями;
- коэффициенты температурного расширения армируемого и армирующего материалов имеют близкие значения для выполнения первого условия.
г) Выбор конструктивно-технологических мероприятий при капитальном ремонте или ремонте дорожных одежд выполняют на основе технико-экономического сравнения конкурирующих вариантов.
При этом следует учитывать, что получаемый в результате армирования асфальтобетонных покрытий эффект выражается в продлении сроков службы, повышении эксплуатационной надежности дорожных конструкций, снижении эксплуатационных затрат, улучшении транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог.
Эффект может выражаться и в уменьшении толщины асфальтобетонного покрытия (без продления сроков службы дорожной одежды).
Эффект от армирования покрытия наиболее ощутимо проявляется при ремонте автомобильных дорог высоких категорий, при выполнении работ в сложных климатических и грунтово-гидрологических условиях.
При надлежащем учете и обосновании перечисленных выше факторов, экономический эффект от армирования покрытий, как правило, превышает получение единовременной экономии по другим сопоставляемым вариантам усиления усовершенствованных покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог.