ГОСТ Р 52626-2006
(EH 81-80:2003)
Группа Ж22
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛИФТЫ
Методология оценки и повышения безопасности лифтов,
находящихся в эксплуатации
Lifts. Methodology of improvement assessment and of safety of existing lifts
ОКС 91.140.90
ОКП 48 3600
Дата введения 2008-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым Акционерным обществом "Акционерная компания "Лифт", Техническим комитетом по стандартизации "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов" (ТК 209)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 363-ст
4 В настоящем стандарте реализованы требования проекта специального технического регламента "О безопасности лифтов"
5 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к европейскому стандарту ЕН 81-80:2003 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 80. Правила повышения безопасности существующих пассажирских и грузопассажирских лифтов" (EN 81-80:2003 "Safety rules for the construction and installation of lifts - Part 80: Rules for improvement of safety of existing passenger and goods passenger lifts"). Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
Сведения о соответствии ссылочных международных (региональных) стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок, приведены в приложении В
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Предисловие к Европейскому стандарту ЕН 81-80:2003
Настоящий стандарт был разработан Техническим комитетом ТК 10 "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры" Европейского Комитета по стандартизации (СЕН) и подлежит принятию государствами - членами Европейского Союза в качестве национального стандарта.
Правила повышения безопасности существующих лифтов в странах европейского Союза до настоящего времени не были гармонизированы ни на европейском, ни на международном уровне. Европейский Комитет по стандартизации разработал программу создания серии стандартов, регламентирующих безопасность машин и лифтов, являющуюся частью процесса гармонизации в Европе.
Настоящий стандарт непосредственно связан с европейским стандартом ЕН 292 (части 1 и 2) "Безопасность машин. Основные положения, общие принципы при разработке конструкций", а также с серией стандартов ЕН, устанавливающих требования к лифтам.
Это первое издание стандарта.
В настоящее время в России по имеющимся оценкам не менее 30% находящихся в эксплуатации лифтов требуют модернизации с целью обеспечения современного уровня безопасности.
Существующие лифты соответствуют уровню безопасности, приемлемому и принятому во время их создания и установки. Этот уровень безопасности ниже принятого в настоящее время.
Современный уровень безопасности установлен с учетом внедрения новых технологий и конструкций, общественных требований безопасности. Создавшаяся ситуация привела к наличию в эксплуатации лифтов с различными уровнями безопасности, возникновению аварий на лифтах. Это противоречит требованиям пользователей, специалистов в области лифтов по обеспечению единого и одинакового приемлемого уровня безопасности на всех эксплуатируемых лифтах. В дополнение к вышеизложенному требуется учитывать нужды пожилых людей и инвалидов. Эти нужды диктуют необходимость обеспечения пожилых людей и инвалидов безопасным вертикальным транспортом.
Важным требованием, которое должно быть учтено и обеспечено, является наличие необходимых устройств и процедур для безопасного освобождения людей из остановившейся между этажами кабины лифта.
При создании настоящего стандарта было принято во внимание, что срок службы лифта значительно больше, чем других средств транспорта. Это обстоятельство также повышает вероятность того, что конструкция существующих лифтов, их характеристики и безопасность существенно отстает от аналогичных показателей современной технологии.
Если безопасность существующих лифтов не будет повышена до современного уровня, то число лиц, пострадавших из-за недостаточного уровня безопасности лифтов, будет увеличиваться (особенно в общедоступных зданиях и прежде всего в жилых зданиях).
Настоящий стандарт:
- классифицирует различные опасности и опасные ситуации, каждое из которых было подвергнуто анализу риска;
- направлен на определение корректирующих действий для постоянного и выборочного повышения безопасности всех существующих лифтов, предназначенных для перевозки людей, а также людей и грузов, до современного уровня;
- создает возможность проведения экспертизы каждого лифта с идентификацией и постепенным внедрением мер безопасности с учетом частоты и тяжести каждого риска;
- устанавливает перечень рисков высокого, среднего и низкого уровней и корректирующих действий, которые могут быть реализованы на каждой стадии повышения безопасности для исключения рисков.
Настоящий стандарт может быть использован как руководство:
а) при разработке программ постепенного повышения безопасности существующих лифтов на основе предложенного метода фильтрации (см. приложение А), базирующегося на установленном уровне риска (чрезвычайном, высоком, среднем, низком), с учетом социальных и экономических условий;
б) владельцами зданий при выполнении их обязанностей в соответствии с действующим законодательством и нормами;
в) организациями, осуществляющими техническое обслуживание, экспертизу промышленной безопасности и/или органами, осуществляющими контроль (надзор) за лифтами, находящимися в эксплуатации, для информирования владельцев об уровне безопасности лифтов на их объектах;
г) владельцами при повышении безопасности эксплуатирующихся на их объектах лифтов.
При проведении экспертизы (оценки соответствия) существующих лифтов идентификация опасностей и корректирующих действий может быть выполнена с использованием метода, приведенного в приложении Б настоящего стандарта.
Однако если установленная при экспертизе опасность не регламентируется настоящим стандартом, то должен быть выполнен дополнительный анализ риска с применением методологии оценки риска по ГОСТ Р ИСО/ТС 14798.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методологию оценки соответствия и повышения безопасности находящихся в эксплуатации (существующих) лифтов, в том числе лифтов, отработавших установленный срок службы, с целью достижения уровня безопасности, эквивалентного уровню безопасности новых лифтов, соответствующих современным требованиям безопасности.
Примечание - В отдельных случаях из-за особенностей конструкции здания не всегда может быть достигнут современный уровень безопасности.
Настоящий стандарт распространяется:
- на электрические лифты с приводом трения (с канатоведущим шкивом или барабаном трения) или с приводом со звездочкой;
- на гидравлические лифты.
Эти лифты стационарно установлены в зданиях, обслуживают заданные этажи, имеют кабину, предназначенную для транспортирования людей и/или людей и грузов, и перемещаются по направляющим к вертикали, угол наклона которых не превышает 15°.
Настоящий стандарт направлен на повышение безопасности:
- пользователей;
- обслуживающего персонала;
- лиц, осуществляющих инспекционный контроль;
- людей, находящихся вне шахты лифта, машинного и блочного помещения (при их наличии), но в непосредственной близости от них;
- любых уполномоченных лиц.
Настоящий стандарт не распространяется:
- на лифты с приводами, не предусмотренными [1];
- лифты, установленные в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, на платформах для разведки и бурения на море, на самолетах и других летательных аппаратах;
- установки, в которых угол наклона направляющих к вертикали превышает 15°;
- на безопасность при транспортировании, монтаже, ремонте и демонтаже лифтов.
Однако настоящий стандарт может быть использован в вышеуказанных случаях в качестве базы.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51631-2000 Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов
ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных
ГОСТ Р 52383-2005 (ЕН 81-73:2004) Лифты. Пожарная безопасность
ГОСТ Р 52505-2005 (ЕН 12016:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Устойчивость к электромагнитным помехам
ГОСТ Р 52506-2005 (ЕН 12015:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Помехоэмиссия
ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003 Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 уполномоченное лицо: Лицо, имеющее профессиональную подготовку по техническому обслуживанию, проверкам и управлению лифтом.
3.2 эксплуатирующийся лифт: Лифт, находящийся в эксплуатации в распоряжении своего владельца.
3.3 точность выравнивания: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки при загрузке или разгрузке кабины лифта.
3.4 точность остановки: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки в момент остановки кабины системой управления лифта на этаже назначения при полностью открытых дверях шахты.
3.5 владелец установки (лифта): Физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности, владении, распоряжении или управлении здание или сооружение, оборудованное лифтом и обеспечивающее безопасную эксплуатацию лифта.
3.6 новый лифт: Лифт, уровень безопасности которого соответствует требованиям действующих в настоящее время технических регламентов, стандартов, правил и норм.
В настоящем разделе приведены все важнейшие опасности, которые определены в результате анализа риска для эксплуатируемых лифтов и которые требуют корректирующих действий для устранения или снижения риска.
4.1 Важнейшие опасности приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень важнейших опасностей