ГОСТ Р 53409-2009
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
СЦЕПЛЕНИЯ СУХИЕ ФРИКЦИОННЫЕ
Общие технические требования и методы испытаний
Vehicles. Friction dry clutches. General technical requirements and test methods
ОКС 43.040.50
ОКП 45 0000
Дата введения 2010-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2009 г. N 451-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.10.2020 N 765-ст c 01.03.2021
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 12, 2020
Настоящий стандарт распространяется на сцепления сухие фрикционные (далее - сцепления), их узлы и детали, предназначенные для трансмиссий автотранспортных средств категорий M и N по ГОСТ Р 52051, а также для других транспортных средств, машин и механизмов.
Примечание - Данный стандарт не исключает применение согласованных между изготовителем и потребителем соответствующих ТУ на отдельные компоненты сцепления.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 52431-2005 Автомобильные транспортные средства. Аппараты тормозных систем с гидравлическим приводом тормозов. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 52452-2005 Автомобильные транспортные средства. Трубки и шланги гидравлического и пневматического приводов тормозов. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 1786-95 Накладки фрикционные. Общие технические требования
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16536-90 Ящики деревянные для продукции автомобильной промышленности. Технические условия
ГОСТ 24634-81Э Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия
ГОСТ ИСО 1940-1-2007 Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте применены термины по [1].
4.1 К основным параметрам и размерам сцепления относят:
- максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением;
- ход выключения сцепления;
- усилие выжима сцепления при указанном в конструкторских документах (КД) ходе концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков);
- монтажный размер (расстояние от поверхности трения маховика до опорной поверхности муфты выключения сцепления, с которой контактирует вилка выключения сцепления).
4.2 К основным параметрам и размерам отдельных составляющих (ведущие диски, ведомые диски, муфты выключения, тросы приводов, гидроцилиндры приводов), входящих в комплекты сцеплений, относят:
для ведущего (нажимного) диска с кожухом в сборе:
- дисбаланс,
- усилие выжима сцепления при указанном в КД ходе концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков),
- торцовое биение концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков),
- расстояние от концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков) до поверхности трения маховика,
- перемещение нажимного диска при выключении сцепления;
для среднего ведущего диска двухдискового сцепления:
- дисбаланс,
- погрешность величины перемещения диска к положению равновесия после прижатия диска к опорной поверхности;
для ведомого диска сцепления:
- дисбаланс,
- торцовое биение диска,
- расстояние от головок заклепок до поверхностей трения накладок,
- момент трения демпфера сцепления,
- максимальное относительное угловое перемещение ведущего и ведомого звеньев демпфера сцепления,
- момент замыкания демпфера сцепления,
- толщина ведомого диска по накладкам при включенном сцеплении,
- наружный диаметр накладки,
- внутренний диаметр накладки;
для муфты выключения сцепления см. таблицу 1;
для троса привода - перемещение троса в оболочке;
для гидроцилиндров привода - перемещение поршня главного и рабочего цилиндров в осевом направлении.
Таблица 1
Наименование параметра и размера | Вид муфты | |
с подшипником в сборе | с самоустанав- | |
Плавность относительного углового перемещения элементов подшипника муфты выключения сцепления | + | + |
Торцовое биение поверхности контакта муфты с элементами ведущего диска сцепления (рычагами, упорным кольцом, пятой, лепестками) | + | + |
Параметры поверхности скольжения муфты по направляющей втулке коробки передач (диаметр центрального отверстия, шероховатость) | + | + |
Радиальное перемещение подшипника относительно муфты | - | + |
Усилие радиального перемещения подшипника | - | + |
Плавность перемещения муфты выключения сцепления относительно направляющей втулки | - | + |
Примечание - Знак "+" означает наличие параметра, знак "-" - отсутствие. |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1 Сцепления должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и КД, утвержденной в установленном порядке.
5.2 Сцепление должно обеспечивать плавное, без рывков и вибраций, трогание транспортного средства с места.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3 Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, должен быть в пределах: