Настоящий стандарт устанавливает назначение, общие положения, структуру, а также требования к составу национальных стандартов Российской Федерации - комплексу стандартов экологического менеджмента окружающей среды (комплекс СЭМОС), направленных на мониторинг и установление мер, необходимых для предотвращения и комплексного уменьшения загрязнений окружающей среды с целью повышения:
- качества и конкурентоспособности продукции (услуг), выпускаемых (оказываемых) субъектами хозяйственной деятельности;
- уровня охраны окружающей среды, установленного законодательными актами;
- безопасности хозяйственной деятельности для жизни и здоровья населения;
- уровня сбережения первичных ресурсов и максимального использования в хозяйственной деятельности вторичных ресурсов из выбросов, сбросов, отходов, что в целом должно способствовать реализации стратегических основ устойчивого развития общества, включая конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и мерах по возмещению ущерба за утрату здоровья или имущества.
При разработке настоящего стандарта и структуры нового комплекса СЭМОС применен общесистемный подход, заключающийся в формировании требований к стандартам по циклически организованному алгоритму (рисунок 1) в позитивном направлении - по часовой стрелке.
Рисунок 1 - Стандарт понимания: модель "12 ключевых вопросов", ответы на которые позволяют построить устойчивую систему
При разработке комплекса СЭМОС важное значение придавалось гармонизации данного комплекса стандартов с международными требованиями, что подтверждают следующие примеры:
ГОСТ Р 14.08-2005 "Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию (ИСО/МЭК 64)" - прямое применение ИСО/МЭК 64;
ГОСТ Р 14.11-2005 "Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (ИСО/МЭК 66)" - прямое применение ИСО/МЭК 66;
ГОСТ Р 14.12-2006 "Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции" - модификация ИСО/ТО 14062;
ГОСТ Р 14.13-2007 "Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля" гармонизирован с Директивой Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений".
При этом комплекс СЭМОС призван дополнить систему действующих национальных стандартов Российской Федерации, идентичных международным стандартам ИСО серии 14000.
Экологическая безопасность как результат реализации стратегических требований экологического менеджмента должна обеспечиваться посредством установления в нормативно-правовых актах и нормативно-технических документах требований по предупреждению негативных воздействий естественного и антропогенного характера на окружающую среду, что на правовом уровне регулируется Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе", "Об отходах производства и потребления"; "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О техническом регулировании", а также документами, указанными в [1]-[23] раздела "Библиография", основные из которых в стратегическом единстве представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Стратегическая структура распределения нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности объектов
В устанавливаемом в настоящем стандарте новом комплексе национальных стандартов Российской Федерации первостепенное значение придается предотвращению образования, мониторингу и контролю загрязнений как важнейшим условиям достижения устойчивого равновесия между техногенной деятельностью и социально-экономическим развитием общества - с одной стороны, сбережением первичных, а также использованием вторичных ресурсов (из отходов) и способностью окружающей среды к восстановлению - с другой стороны.
Мировая практика свидетельствует о большой отдаче природоохранных инвестиций, дающих эффект (предотвращенный ущерб) в целом в экономике, в 10-15 раз превышающий такие вложения.
Экономический эффект могут получить и муниципальные образования, так как согласно ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в частности находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды.
Необходимо помнить, что конституционными являются положения об охране природы как основе жизни и деятельности людей (ст.9) и о праве каждого человека на благоприятную окружающую среду (ст.42).
В связи с этим в задачи нормативно-технического обеспечения сферы экологического менеджмента входит предотвращение, сокращение и, насколько это возможно, уменьшение загрязнений окружающей среды (в соответствии с Директивой Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений"). Решение этих задач возможно, в первую очередь, путем мониторинга, идентификации и комплексного контроля источников загрязнения с обеспечением рационального использования первичных и вторичных ресурсов в соответствии с принципами "предотвратить загрязнения" и "загрязнитель платит", начиная со стадии проектирования хозяйственной деятельности до стадии снятия изделий с эксплуатации и их ликвидации путем утилизации инертных частей и удаления опасных составляющих, на что направлены требования документов комплекса СЭМОС, включая:
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения;
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;
ГОСТ Р 14.03-2005 Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация;