Статус документа
Статус документа

     
     РД-03-33-2008

     
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

ИНСТРУКЦИЯ
 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБОСНОВАНИИ И (ИЛИ) ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

     

Дата введения 2008-09-01



УТВЕРЖДЕНА приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2008 г. N 634

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) при обращении организаций или физических лиц (далее - заявители) с заявлениями о проведении экспертизы (аттестации) отечественных и зарубежных программных средств (далее - ПС), предназначенных для численного моделирования физических и химических процессов и применяемых при обосновании и/или обеспечении безопасности объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ).

2. Инструкция разработана на основании:

п.19 и п.20 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г., N 865 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03 октября 2002 г. N 731, от 1 февраля 2005 г. N 49, от 26 января 2007 г. N 50);

п.6.2 и п.6.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г., N 401, с изменениями в указанное Положение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404;

п.2.3.1.5, п.2.4.2, и п.4.2.7 Устава Федерального государственного учреждения "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности" (далее - НТЦ ЯРБ), утвержденного приказом Службы N 884 от 20.12.2007 и зарегистрированного 08.04.2008 г. инспекцией Федеральной Налоговой Службы N 8 г.Москвы.

3. Инструкция обязательна для подразделений и должностных лиц Службы и организаций, подведомственных Службе, занимающихся вопросами, связанными с экспертизой ПС, а также экспертизой обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ документов, в которых используются расчеты, выполненные с помощью ПС.

4. Под экспертизой (аттестацией) ПС понимается регламентированная процедура признания возможности использования ПС в заявленной области/границах применения и получения по ПС значений расчетных параметров с определенной погрешностью, завершающаяся выдачей свидетельства (аттестационного паспорта ПС).

5. Экспертиза (аттестация) включает проверку работоспособности ПС на контрольных примерах, приведенных в программной документации (далее - испытание ПС), хранение ПС и его программной документации (далее - депонирование ПС), а также оценку состава и содержания представленных на рассмотрение документов, обосновывающих использование ПС в заявленной области применения.

6. Экспертизу (аттестацию) ПС Служба осуществляет через НТЦ ЯРБ, который в соответствии Уставом осуществляет проведение экспертизы документов, обосновывающих безопасность ОИАЭ, а также деятельности, связанной с их размещением, проектированием, сооружением, эксплуатацией, продлением сроков эксплуатации и выводом из эксплуатации, включая оценки рисков, связанных с эксплуатацией ОИАЭ и деятельностью на этих объектах (далее - обосновывающие документы). К экспертной оценке, испытаниям и депонированию ПС НТЦ ЯРБ может привлекать организации, имеющие соответствующий опыт и квалификацию.

7. Экспертиза (аттестация) ПС, применяемых при обосновании и/или обеспечении безопасности ОИАЭ, является основной составляющей обеспечения качества экспертизы обосновывающих документов, в которых используются расчеты, выполненные с помощью ПС.

8. Аттестационные паспорта, выданные до введения в действие данной Инструкции, считаются действительными.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ (АТТЕСТАЦИИ) ПС

9. Для проведения экспертизы (аттестации) ПС создается экспертный Совет при Службе (далее - Совет).

Совет состоит из председателя Совета, назначаемого директором НТЦ ЯРБ по согласованию с руководством Службы из числа штатных сотрудников НТЦ ЯРБ, заместителя председателя Совета, председателей секций (п.10 Инструкции), заместителей председателей секций и членов Совета.

Состав Совета формируется по представлению организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги в области использования атомной энергии (как правило, не более двух человек от организации). В состав Совета включаются представители Службы и другие (помимо указанных в первом абзаце настоящего пункта) работники НТЦ ЯРБ.

Состав Совета утверждается приказом директора НТЦ ЯРБ.

В своей работе Совет руководствуется регламентом работы Совета, принимаемым на его общем заседании и утверждаемым председателем Совета.

10. Для проведения экспертизы (аттестации) ПС при Совете создаются секции Совета (далее - секции) по различным направлениям (перечень направлений, по которым создаются секции, приведен в приложении N 1).

Текущей работой и заседаниями секции руководят председатель секции и его заместитель, которые избираются членами секции и утверждаются Советом.

Состав секций формируется по представлению организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги в области использования атомной энергии (как правило, не более двух человек от организации). В состав секций включаются также представители Службы и другие работники НТЦ ЯРБ. Состав секций утверждается председателем Совета.

В своей работе секции руководствуются регламентом работы Совета и регламентами работы секций, принимаемыми на их заседаниях и утвержденными председателем Совета.

11. К проведению экспертной оценки документов заявителя, содержащих государственную тайну, могут привлекаться только эксперты, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к работе с такими документами.

12. НТЦ ЯРБ формирует информационный банк депонированных ПС и документов по ПС, успешно прошедшим экспертизу (далее информационный банк), ведение которого осуществляется согласно инструкции, утверждаемой директором НТЦ ЯРБ.

В информационном банке хранятся ПС, копии аттестационных паспортов ПС, отчеты о верификации и обоснованию ПС (далее - отчет о верификации ПС), документы с результатами рассмотрения ПС успешно прошедших экспертизу (аттестацию).

13. Перечень успешно прошедших экспертизу (аттестацию) ПС и копии аттестационных паспортов могут по письменному запросу быть предоставлены заинтересованным юридическим и физическим лицам.

Копии отчетов о верификации ПС из информационного банка предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам по их письменным запросам с разрешения председателя Совета и при согласовании с заявителем ПС.

Передача юридическим и физическим лицам сданного на депонирование ПС не допускается.

14. Собственник ПС или уполномоченные им лица вправе осуществлять контроль за выполнением требований по защите от несанкционированного доступа к сданному на депонирование ПС и отчетам о верификации ПС.

15. В случае выявления принципиальных разногласий между членами Совета относительно возможности положительной экспертизы (аттестации) ПС председатель Совета может поставить на рассмотрение ответственного подразделения Службы* вопрос о допустимости использования этого ПС при обосновании безопасности ОИАЭ.

________________

* Здесь и далее под ответственным подразделением Службы следует понимать подразделение, осуществляющее в рамках своих полномочий деятельность в отношении конкретных категорий ОИАЭ, при обосновании и/или обеспечении безопасности которых предусматривается применение соответствующих ПС.

16. Срок действия аттестационного паспорта ПС может быть ограничен.

В том случае, если ПС реализует расчетные методики, установленные нормативными документами, срок действия аттестационного паспорта ограничивается сроком действия данных документов.

В отдельных случаях в п.7 приложения к аттестационному паспорту ПС (приложение N 2) может быть назначен срок повторной экспертной оценки ПС в рамках его экспертизы (аттестации). По результатам повторной экспертной оценки в аттестационный паспорт ПС могут быть внесены соответствующие изменения, либо принято решение об аннулировании аттестационного паспорта ПС.

По представлению НТЦ ЯРБ, но не реже одного раза в 10 лет, секцией (секциями), в которой проводилось рассмотрение ПС, должен быть рассмотрен вопрос о целесообразности внесения изменений в аттестационный паспорт ПС, либо об его аннулировании.

17. Председатель Совета по представлению секций или компетентного ответственного подразделения Службы может внести на рассмотрение Совета вопрос о внесении изменений или аннулировании аттестационного паспорта ПС.

Основанием для внесения в аттестационный паспорт ПС изменений (ограничивающих область применения ПС) или его аннулирования являются:

изменение требований к обоснованию безопасности ОИАЭ;

обнаружение неудовлетворительных результатов эксплуатации ПС (рекламации со стороны пользователей ПС или со стороны экспертов);

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs