Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52954-2008 Нефтепродукты. Определение термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин. Метод JFTOT

А2 Аппаратура

А2.1 Испытательная установка

А2.1.1 Установка JFTOT, описанная в настоящем приложении, является установкой для определения термоокислительной стабильности авиационного турбинного топлива. Существует 5 моделей JFTOT, к которым ниже даны описания. Все модели снабжены устройством для подачи образца топлива однократно через испытательную систему по металлической испытательной трубке и прецизионный фильтр. Имеются средства контроля и измерения температуры пробного образца, давления в системе и перепада давления на фильтре, а методы контроля и измерения меняются с каждой моделью JFTOT.

Механизм подачи образца представляет собой нагнетательный шестеренчатый насос или поршневой насос.

А2.2 Подробности испытания

А2.2.1 Общее описание

В настоящем аппарате используют фиксированный объем реактивного топлива, который отфильтровали и затем аэрировали, насыщая образец воздухом. Во время испытания топливо подают с постоянной скоростью вдоль нагретой алюминиевой трубки, поддерживая относительно высокую температуру, обычно 260 °С, однако она может быть выше в некоторых спецификациях.

Топливо, насыщенное посредством аэрации кислородом, может разложиться на горячей алюминиевой трубке подогревателя, образуя отложения в виде явной пленки. Кроме того, продукты разложения могут уходить с потоком топлива и захватываться прецизионным фильтром. Для определения окислительной стабильности топлива используют как увеличение перепада давления на прецизионном фильтре, так и окончательную оценку трубки подогревателя.

А2.2.2 Топливная система

Свежефильтрованное и аэрированное топливо в начальной стадии помещают в резервуар, затем один раз прокачивают через установку в приемник для отработанного образца. Для перемещения образца используют поршневой насос, поддерживающий скорость потока 3,0 см/мин и преодолевающий любые воздействия на поток от начального забивания фильтра. Допускается отклонение скорости потока 10%. Если забивание фильтра становится серьезным, то для того, чтобы закончить испытание, можно открыть байпасный вентиль, расположенный перед прецизионным фильтром. Затем любое отложение на трубке подогревателя можно оценивать на основе законченного испытания.

А2.2.2.1 Основой испытательной системы является трубчатый теплообменник или испытательная секция с находящейся в ней испытательной трубкой подогревателя, поверх которой направляется поток топлива. Важна центровка трубки подогревателя в испытательной секции подогревателя, как показано на рисунке А2.1.

Этот узел является общим во всех моделях JFTOT и решающим в получении воспроизводимых результатов.

А2.2.2.2 Есть некоторые другие моменты, касающиеся топливной системы, которые заслуживают внимания:

- перед поступлением в испытательную секцию подогревателя тотчас же по выходе из резервуара свежее топливо фильтруют сквозь бумажный мембранный фильтр с размером пор 0,45 мкм;

- трубку подогревателя уплотняют в испытательной секции подогревателя кольцевыми прокладками из эластомера (рисунок А2.2);

- прецизионный фильтр из нержавеющей стали пористостью 17 мкм. Если этот фильтр вызывает увеличение перепада давления, то подается звуковой сигнал (обычно при давлении 125 мм рт.ст.), предупреждающий оператора. После этого, при необходимости, можно выполнить обвод фильтра;

- модели 202, 203 и 215 установки JFTOT используют один топливный резервуар с плавающей крышей для разделения свежего топлива (на дне) и отработанного топлива (наверху). В моделях 230 и 240 используются 2 резервуара: один - для свежего топлива, другой - для отработанного;

- потоком топлива во всех моделях можно управлять, визуально подсчитывая капли топлива. Модели 230 и 240 установки JFTOT позволяют измерять объем потока в зависимости от времени, что считается более точным измерением потока.



1 - трубка подогревателя; 2 - кожух трубки подогревателя; 3 - плечико трубки подогревателя
в центре сливного отверстия

Рисунок А2.1 - Расположение трубки подогревателя


Рисунок А2.2 - Сборочный чертеж испытательной секции трубки подогревателя



А2.2.2.3 Схемы потока топлива для трех основных конфигураций JFTOT представлены на рисунке А2.3.



1 - клапан для сброса азота; 2 - клапан для повышения давления азота; 3 - ограничитель давления;
4
- манометр; - датчик абсолютного давления (преобразователь); 5 - резервуар для топлива вместе
с поршнем и уплотнением; - гидравлический топливный резервуар; 6 - насос дозирующий
с постоянной скоростью подачи; 7 - индикатор потока капель (конденсатной ловушки);
8
- мембранный фильтр предварительной очистки; 9 - регулятор давления;
10
- испытательный фильтр; 11 - испытательная секция стандартной трубки подогревателя;
12
- ручной сливной клапан; 13 - байпасный вентиль фильтра; 14 - поплавковый контрольный клапан;
15
- манометр; 16 - четырехходовой байпасный вентиль преобразователя; 17 - дифференциальный
преобразователь жидкого топлива; 18 - трехходовой вентиляционный (спускной) клапан;
19
- пятиходовой вентиляционный (спускной) клапан; 20 - закрытое выходное отверстие;
21
- сосуд воздухоуловителя; 22 - отработанная жидкость; 23 - аккумулятор; 24 - обратный клапан

Рисунок А2.3 - Схема топливной системы