Действующий

ГОСТ ИСО 1940-1-2007 Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса

     9 Сборные роторы

9.1 Общие положения

Сборные роторы можно уравновешивать как единое целое или покомпонентно. Для каждой сборки дисбалансы ее частей будут суммироваться, и, кроме того, погрешности самой сборки, связанные с появлением биений или зазоров, внесут дополнительный дисбаланс (см. ИСО 1940-2).

Примечание - Если погрешности сборки не оказывают значительного влияния, выбор способа балансировки определяется возможностями используемого балансировочного станка.

9.2 Балансировка ротора как единого целого

Лучший способ учесть дисбалансы всех частей ротора и все погрешности сборки - это провести балансировку ротора как единого целого.

Если ротор уравновешивают в сборе, но после этого требуется его разборка - например, для установки в корпус машины, - рекомендуется пометить угловое положение каждой разбираемой части, чтобы обеспечить точное повторение взаимного расположения частей при окончательной сборке.

Примечание - Следует иметь в виду, что данная мера не позволяет устранить погрешности сборки полностью.

9.3 Покомпонентная балансировка

Если балансировку частей ротора необходимо проводить по отдельности, принимают во внимание следующее:

- обычно все части уравновешивают до одного и того же значения удельного дисбаланса (см. раздел 5), но возможность внесения дополнительной погрешности сборки (см. ИСО 1940-2) означает, что остаточный удельный дисбаланс для каждой части должен быть меньше определенного для всей сборки в целом;

- при возникновении проблем, например в случае легкой крыльчатки или шкива на тяжелом якоре, возможно применение любых правил перераспределения масс при условии, что общий дисбаланс сборки будет поддерживаться в установленных пределах;

- должно быть достигнуто предварительное соглашение о способе соединения отдельных частей ротора, например посредством шпонки (см. ИСО 8821).

Если покомпонентная балансировка не позволяет обеспечить уравновешенность ротора в пределах установленного допустимого значения, его уравновешивают как единое целое. При этом рекомендуется повторно рассмотреть вопрос о том, следует ли сохранять процедуру предварительной покомпонентной балансировки или ее можно исключить.