Действующий

ГОСТ ИСО 1940-1-2007 Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса

     6 Определение допустимых дисбалансов

6.1 Общие положения

Значения допустимого дисбаланса могут быть установлены пятью различными способами (см. 6.2-6.5). Эти способы основаны:

- на классах точности балансировки, установленных по многолетнему опыту работы с роторами различных видов (см. 6.2);

-на экспериментальных оценках (см. 6.3);

-на требовании ограничения сил, действующих на подшипники вследствие дисбаланса (см. 6.4.1);

- на требовании ограничения вибрации, вызываемой дисбалансом (см. 6.4.2);

- на собственном опыте организации.

Выбор конкретного способа является предметом соглашения между изготовителем и заказчиком.

6.2 Классы точности балансировки G

6.2.1 Классификация

На основе мирового опыта с учетом правила подобия (см. раздел 5) были установлены классы точности балансировки G, которые определяют требования к качеству балансировки для машин типичных видов (см. таблицу 1).

Классы точности балансировки G построены на основе значения произведения , выраженного в миллиметрах в секунду (мм/с). Если, например, это значение составляет 6,3 мм/с, класс точности балансировки обозначают G 6,3.

Границы классов точности балансировки образуют геометрическую прогрессию со знаменателем 2,5. В некоторых случаях допускается более детальная классификация, особенно когда требуется проведение балансировки высокой точности, но в любом случае знаменатель геометрической прогрессии, используемый для такой классификации, не должен быть менее чем 1,6.

На рисунке 2 изображен график зависимости от максимальной рабочей частоты вращения ротора.

Примечание - На основе анализа экспериментальных данных на рисунке 2 выделена область параметров, наиболее часто используемая на практике.

6.2.2 Машины специальной конструкции

Построенные классы точности основаны на результатах измерений, полученных для машин типичных конструкций, у которых масса ротора составляет определенную долю общей массы машины. Для машин специальной конструкции определение класса точности может быть иным.

Пример - Электродвигатели с высотой оси вала менее 80 мм относят к классу G 6,3, на основе чего рассчитывают соответствующий допустимый дисбаланс (см. 6.2.3). Полученные значения допустимых дисбалансов применимы в случаях, когда масса ротора составляет некоторую типичную долю массы машины, например 30%. Для легких роторов эта доля может падать до 10%. Как следствие, значение допустимого дисбаланса может быть увеличено в три раза. И наоборот, доля массы ротора в общей массе машины может быть чрезмерно высока - до 90% (например, у двигателей с вынесенным ротором). В этом случае может потребоваться уменьшение допустимого остаточного дисбаланса в три раза.

6.2.3 Допустимый остаточный дисбаланс

На основе выбранного класса точности балансировки G допустимый остаточный дисбаланс , г·мм, может быть получен по формуле

,                                                                  (6)

где  - показатель класса точности балансировки, мм/с;

- масса ротора, кг;

- угловая скорость вращения ротора, рад/с (это значение может быть получено из рабочей частоты вращения ротора , мин, по формуле ).

Другим способом определения допустимого остаточного дисбаланса является использование рисунка 2 для нахождения значения , после чего , г·мм, находят по формуле

.                                                         (7)


Примечание - Следует обратить внимание на то, что допустимый остаточный дисбаланс , показатель класса точности балансировки  и допустимый остаточный удельный дисбаланс входят в формулы с соответствующими единицами измерений. Пример расчета допустимого дисбаланса приведен в приложении А.