РБ-010-2000
РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ СУДОВ
И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ РЕАКТОРАМИ
И РАДИАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
Дата введения 2001-01-01
УТВЕРЖДЕНО постановлением Госатомнадзора России от 18 октября 2000 г. N 12
ГРО | - газообразные радиоактивные отходы | |||
ЖРО | - жидкие радиоактивные отходы | |||
РАО | - радиоактивные отходы | |||
РАО судов | - радиоактивные отходы судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и радиационными источниками | |||
РТП | - ремонтно-технологическое предприятие судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и радиационными источниками | |||
суда АТО | - суда атомно-технологического обслуживания | |||
ТРО | - твердые радиоактивные отходы | |||
ЯЭУ | - ядерная энергетическая установка |
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем Руководстве применяются термины и определения, приведенные в федеральных нормах и правилах "Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов", "Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности", "Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности", "Обращение с газообразными отходами. Требования безопасности", Нормах радиационной безопасности НРБ-99 (далее - НРБ-99).
2.1. Настоящее Руководство развивает и конкретизирует требования раздела 5 "Общих положений обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов", а также требования и понятия, приведенные в федеральных нормах и правилах "Сбор, переработка, хранение и, кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности", "Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности", "Обращение с газообразными отходами. Требования безопасности" и содержит рекомендации по выполнению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при обеспечении безопасности в процессе обращения с РАО судов.
2.2. Настоящее Руководство распространяется на проектируемые, сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации суда и иные плавсредства с ядерными реакторами и радиационными источниками и их базовые (береговые) объекты обеспечения при обращении с РАО.
2.3. Настоящее Руководство не распространяется на обращение с отработавшим ядерным топливом судов и захоронение РАО.
2.4. Настоящее Руководство предназначено для специалистов эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям, а также для специалистов Госатомнадзора России в качестве рекомендаций по обеспечению безопасности при обращении с РАО судов.
3.1. Критерии отнесения отходов к РАО, их классификация по величине объемной (удельной) активности и способу захоронения устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Классификация РАО судов производится для выбора дальнейшей схемы обращения с РАО.
3.2. РАО судов классифицируются по величине объемной (удельной) активности, агрегатному состоянию, содержанию в них радионуклидов, физико-химическим свойствам и способу переработки.
3.3. По агрегатному состоянию РАО судов подразделяются на жидкие, твердые и газообразные.
3.4. ЖРО судов классифицируются в зависимости от:
объемной активности - на отходы низкого, среднего и высокого уровня активности;
химической природы - на органические (масла, эмульсии масел в воде, растворов детергентов, экстрагентов и т.п.) и неорганические, в том числе малосолевые (с содержанием солей менее 1 г/л, к ним относятся дренажные контурные воды, воды промывки контуров, воды, образующиеся при перегрузке ионообменных фильтров I и III контуров, воды хранилищ отработавшего ядерного топлива) и солевые водные растворы (с содержанием солей более 1 г/л, к ним относятся дезактивационные воды, трапные воды, воды спецпрачечных, санпропускников). Солевые ЖРО судов делятся на кислые (рН<7) и щелочные (рН>7).
3.5. ТРО судов классифицируются в зависимости от:
величины удельной активности;
физической природы - на горючие и негорючие;
метода переработки - на подлежащие: прессованию (прессуемые), сжиганию (сжигаемые), переплавке (переплавляемые), измельчению (измельчаемые) и неперерабатываемые.
3.6. ГРО судов классифицируются в зависимости от:
радионуклидного состава - на содержащие альфа-активные и (или) трансурановые радионуклиды, содержащие бета - и гамма-излучающие радионуклиды;
физического состояния - на аэрозоли (туман, дым и пыль), радионуклиды йода, инертные радиоактивные газы, парогазовые смеси радиоактивных веществ.
4.1. Для обеспечения радиационной безопасности при обращении с РАО судов следует предусмотреть все необходимые меры, по выполнению следующих принципов:
непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);
поддержание на возможно низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц из населения (принцип оптимизации);
запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования).
4.2. Безопасность при обращении с РАО судов следует обеспечивать путем реализации принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду, системы технических и организационных мер по защите и сохранению эффективности системы физических барьеров, а также по защите работников (персонала), населения и окружающей среды.
Система физических барьеров при обращении с РАО судов включает физико-химическую форму кондиционированных РАО судов, герметичные ограждения помещений и хранилищ, оборудование и трубопроводы, содержащие РАО судов.
4.3.При нормальной эксплуатации (класс состояния судна КС-1 или КС-2) все физические барьеры должны быть работоспособными, а меры по их защите должны находиться в состоянии готовности. При выявлении неработоспособности любого из физических барьеров или неготовности мер по его защите система обращения с РАО должна быть выведена из работы, а ЯЭУ судна приведено в состояние, удовлетворяющее требованиям Общих положений обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов. Технические решения по системе физических барьеров при обращении с РАО судов, система технических средств и организационных мер по защите и сохранению эффективности системы физических барьеров, а также по защите работников (персонала), населения и окружающей среды устанавливаются и обосновываются в проекте судна в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов.
4.4. В системе технических средств и организационных мер по защите и сохранению эффективности системы физических барьеров, а также по защите работников (персонала), населения и окружающей среды при обращении с РАО судов следует предусматривать:
проектирование на основе консервативного подхода систем обращения с РАО судов, обеспечивающих безопасность при их сборе, приеме (передаче), переработке, кондиционировании, транспортировании и хранении;
необходимое качество изготовления оборудования, трубопроводов и других элементов систем обращения с РАО;
удержание РАО судов в пределах физических барьеров на пути их возможного распространения в окружающую среду;
подбор работников (персонала) и необходимый уровень их подготовки;
предотвращение радиационных аварий и смягчение последствий, если они произойдут;
разработку технических решений по обеспечению пожарной безопасности при обращении с РАО судов.
4.5. Технические средства и организационные меры по обеспечению радиационной безопасности при сборе, переработке, хранении и кондиционировании РАО на судах и базовых (береговых) объектах их обеспечения следует определять, исходя из максимальной допустимой активности РАО на судах и указанных объектах, и ограничивать радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду уровнями, установленными НРБ-99 и другими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
4.6. Системы обращения с РАО на судах должны обеспечивать безопасный сбор и хранение РАО судов, образующихся при всех режимах нормальной эксплуатации и при проектных авариях, их передачу на базовые (береговые) объекты обеспечения и (или) на специально оборудованные суда атомно-технологнческого обслуживания или плавемкости.
4.7. Системы обращения с РАО на базовых (береговых) объектах их обеспечения должны гарантировать прием, переработку, хранение и кондиционирование РАО судов, образующихся при всех режимах эксплуатации и при авариях на судах, включая запроектные.
5.1. Общие положения
5.1.1. Системы обращения с РАО судов должны проектироваться в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, правилами Российского Морского Регистра судоходства (Правилами классификации и постройки судов атомно-технологического обслуживания) и рекомендациями настоящего Руководства.
5.1.2. Проектом должно быть предусмотрено безопасное и надежное обращение со всеми видами образующихся РАО при всех классах состояния судна (КС-1 - КС-4).
5.1.3. Устройство и надежность систем (элементов) обращения с РАО судов должны являться объектами деятельности эксплуатирующих организаций и (или) организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям, по обеспечению качества в соответствии с программой обеспечения качества и согласно требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и других нормативных документов.
5.1.4. При выполнении программы обеспечения качества основное внимание рекомендуется обращать на:
организацию эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников (персонала);
минимизацию образующихся РАО судов по величине их активности, массе и объему;
контроль качества поставляемого оборудования, комплектующих изделий и материалов;
получение достоверной и полной информации о количественном и качественном составе РАО судов в местах их образования, сбора, переработки, хранения и кондиционирования;
организацию контроля качества проведения технологических процессов при сборе, переработке, хранении и кондиционировании РАО судов;
установление системы критериев качества PAO, которым РАО судов должны отвечать после сбора, переработки, хранения и кондиционирования;
использование метрологически аттестованных методик контроля качества РАО судов и испытаний упаковок кондиционированных отходов;
организацию контроля качества РАО судов и упаковок кондиционированных отходов;
организацию эффективной системы записей и хранения документации при сборе, переработке, хранении и кондиционировании РАО судов, включая идентификационную маркировку упаковок РАО.
5.1.5. В проекте необходимо предусматривать разделение систем обращения с РАО судов и систем, не содержащих радиоактивных веществ.
5.1.6. В проектной документации рекомендуется отражать:
источники образования, количество и физико-химический состав РАО судов;
методы разделения и сортировки РАО судов;
годовое плановое и аварийное количество образующихся РАО судов, их активность по отдельным радионуклидам;
обоснование выбора систем обращения с РАО судов;
кондиционирование РАО судов;
методы контроля химического и радионуклидного состава РАО судов и контроля качества физико-химических форм кондиционированных РАО судов;
обоснование надежности защитных барьеров;
условия безопасной эксплуатации систем обращения с РАО судов и мероприятия, которые необходимо провести в случае нарушения этих условий.
5.1.7. В системе обращения с РАО судов следует предусматривать возможность прямого и полного контроля параметров процессов на соответствие проектным характеристикам.
5.1.8. Сбор РАО судов следует проводить с одновременным учетом всех требований к обеспечению безопасности, относящихся к конкретному виду РАО, в последовательности, гарантирующей минимально возможное облучение работников (персонала).
Последовательность операций по сбору РАО судов следует устанавливать в проекте ЯЭУ судна и обосновывать в Общих положениях обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов.