ПОТ РО-13153-ЦМ-933-03
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы
на федеральном железнодорожном транспорте
Отраслевые правила по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте (ПОТ РО-13153-ЦМ-933-03) разработали:
П.М.Волков, Л.И.Гросман (ДКТБ Западно-Сибирской ж.д.), В.Н.Ищенко, М.Р.Прохоров, Д.А.Смоляков, А.В.Зотов (ГУП ВНИИЖТ)
СОГЛАСОВАНЫ:
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.01.03 г. N 220-КЛ
Постановлением Президиума Центрального комитета Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей от 16.10.02 г. N 09.13
Департаментом грузовой и коммерческой работы МПС России
Департаментом безопасности движения и экологии МПС России
Управлением охраны труда МПС России
Управлением ведомственной охраны МПС России
Заместителем главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту
Юридическим управлением МПС России
УТВЕРЖДЕНЫ Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации Х.Ш.Зябировым 20 января 2003 г.
1.1. Настоящие Отраслевые правила (далее - Правила) устанавливают основные требования охраны труда при производстве работ в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте.
1.2. Настоящие Правила распространяются на структурные подразделения хозяйства грузовой и коммерческой работы железных дорог (далее - структурные подразделения), производящие погрузочно-разгрузочные работы, осмотр поездов в коммерческом отношении, очистку и обработку вагонов от остатков грузов, обеспечивающие эксплуатацию и техническое обслуживание весового хозяйства.
1.3. При разработке технологических процессов производства работ должны быть предусмотрены требования безопасности труда и производственной санитарии работников, занятых на этих работах.
1.4. В каждом структурном подразделении с учетом настоящих Правил и местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда для работников применительно к профессии или виду выполняемых ими работ.
1.5. Перечень нормативных документов, на которые в настоящих Правилах даются ссылки, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.
1.6. Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003, при производстве работ в хозяйстве грузовой и коммерческой работы являются:
движущиеся машины и механизмы;
подвижные части производственного оборудования;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
повышенный уровень вибрации;
повышенная или пониженная влажность воздуха;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования.
К работам на высоте относятся работы, производимые на высоте 1,3 м и более.
1.7. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГН 2.2.5.686.
Показатели микроклимата (относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, температура поверхностей, интенсивность теплового облучения) на рабочих местах производственных помещений должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548.
1.8. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
1.9. Освещенность рабочих мест в помещениях, на открытых площадках и искусственных сооружениях должна соответствовать требованиям СНиП 23-05 и ОСТ 32.120.
1.10. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
1.11. Для производственных помещений структурных подразделений в соответствии с СНиП 2.09.02 и Ведомственными нормами технологического проектирования "Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности" должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
1.12. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений структурных подразделений должны соответствовать Нормам оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
1.13. Требования безопасности при эксплуатации электроустановок должны обеспечиваться в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок.
При выборе и установке электрооборудования в производственных помещениях и на открытых площадках структурных подразделений должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
1.14. На территории, в производственных помещениях, на оборудовании и на местах производства работ должны быть установлены (нанесены, вывешены) знаки безопасности труда и нанесена предупреждающая окраска по ГОСТ 12.4.026 и Положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта.
Администрацией структурных подразделений должен быть разработан перечень устанавливаемых знаков безопасности труда с указанием мест и способов их установки, а также перечень сооружений и устройств, которые должны иметь предупреждающую окраску.
1.15. При нахождении на железнодорожных путях необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
1.15.1. Проходить на рабочие места и с работы необходимо по установленным маршрутам служебного прохода. При этом необходимо обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования в междупутье и на обочине пути. Проход внутри колеи и по концам шпал запрещается.
1.15.2. При переходе путей на территории станции следует пользоваться пешеходными мостами и настилами.
Прежде чем перейти железнодорожный путь необходимо остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося по этому или смежному пути подвижного состава. Переходить путь следует под прямым углом.
При переходе пути запрещается становиться на рельс, между остряком и рамным рельсом, в желоба крестовин и контррельсов на стрелочном переводе.
1.15.3. При переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, следует пользоваться исправными переходными площадками вагонов, а при сходе с них необходимо располагаться лицом к вагону, держась за поручни.
Перед тем, как подняться или сойти с переходной площадки, необходимо убедиться в исправности поручней, подножек и настила пола, а также в отсутствии приближающегося по соседнему пути подвижного состава.
1.15.4. Запрещается при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, подлезать под вагонами и автосцепками.
1.15.5. Переходить через путь вблизи стоящего подвижного состава допускается на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива), а между расцепленными вагонами - при расстоянии между ними не менее 10 м.
1.15.6. При приближении подвижного состава необходимо отойти на обочину пути на безопасное расстояние или широкое междупутье и стоя дождаться проезда подвижного состава и после этого продолжить проход.
1.16. Движение автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая и грузовые тележки (далее - транспортные средства) в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по маршрутам служебного проезда согласно схемам, утвержденным администрацией структурного подразделения. Схемы движения должны быть вывешены на видных местах.
В производственных помещениях максимальная скорость движения транспортных средств должна быть не более 5 км/ч.
1.17. К производству погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных машин допускаются работники, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение по согласованным с органами Госгортехнадзора России программам и имеющие удостоверение на право производства этих работ.
К управлению подъемно-транспортным оборудованием не допускаются лица моложе восемнадцати лет, профессии которых указаны в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 163.
1.18. Медицинские осмотры (предварительные при поступлении на работу и периодические) работников должны производиться в соответствии с приказом Минздравмедпрома России "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" и Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников структурного подразделения. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны быть освобождены от работы и направлены на внеочередной медицинский осмотр.
1.19. Обучение, проверка знаний, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте.
Сведения о прохождении обучения, проверки знаний, стажировки и проведении инструктажей по охране труда должны регистрироваться с подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующих журналах, личной карточке, наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.
1.20. К проведению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами с использованием подъемно-транспортного оборудования должны допускаться работники, имеющие опыт работы на данном оборудовании не менее трех лет.
1.21. Работники, допущенные по результатам проведенного медицинского осмотра к выполнению работ по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, предусмотренных соответствующими государственными стандартами, должны пройти специальное обучение безопасности труда с последующей проверкой знаний, а также целевой инструктаж перед началом работы по правилам обращения с указанными видами грузов. Проверка знаний по безопасности производства работ для этой категории работников должна проводиться один раз в год.
При работе с химическими веществами работники обязаны знать токсические свойства этих веществ, меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при работе с ними, а также знать и уметь применять приемы оказания первой доврачебной помощи.
Все работающие должны быть обеспечены сертифицированной спецодеждой, спецобувью и индивидуальными средствами защиты, без которых допуск к работе с вредными веществами запрещается.
1.22. Работники структурных подразделений, на которых в порядке уплотнения рабочего дня или совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, допускаются к этой работе только после проверки их в знании соответствующих правил и инструкций и проведения инструктажа.
1.23. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны производиться по наряду-допуску на производство работ.
1.24. В процессе работы с вредными веществами запрещается пить, курить, принимать пищу до того, как будут выполнены соответствующие требования личной гигиены с тщательным мытьем рук и полосканием полости рта.
1.25. Хранение пищевых продуктов и прием пищи на рабочих местах запрещается. Прием пищи допускается только в столовых или специально отведенном помещении. Перед приемом пищи необходимо снять верхнюю одежду, протереть обувь, вымыть лицо и руки.
1.26. Работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом электроустановок, в зависимости от должности, профессии, характера выполняемых работ и с учетом требований, предъявляемых Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.
1.27. Работники, связанные с обслуживанием грузоподъемных машин и механизмов, должны пройти обучение, проверку знаний по безопасности производства работ, иметь удостоверение на право управления и обслуживания данных технических устройств, и ежегодно проходить проверку знаний по безопасным методам работы с ними.
1.28. Размещение, эксплуатация персональных электронно-вычислительных машин (далее - ПЭВМ) и организация рабочих мест пользователей ПЭВМ должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542.
1.29. Работники, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, работах по очистке вагонов от ранее перевозимых грузов, осмотру поездов и вагонов в коммерческом отношении, должны быть обеспечены сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам магистральных железных дорог.
Порядок выдачи, хранения, использования, чистки и обезвреживания в необходимых случаях спецодежды и других СИЗ, должен соответствовать Положению о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта.
Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.