Решение для управления процессами
производственной безопасности

     
МГСН 4.07-05
ТСН 31-307-2006 г.Москвы*
_____________
* См. ярлык "Примечания"

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Дошкольные образовательные учреждения



Дата введения 2006-12-01



РАЗРАБОТАНЫ ВЗАМЕН МГСН 4.07-96

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 г. N 911-ПП

 ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ на основе МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения" ФГУП "Институт общественных зданий" - канд. архитектуры Смывина Л.А. - автор и руководитель работы; канд. архитектуры Гарнец А.М. - общая редакция, ГУП МНИИТЭП - арх. Каптерев К.В., Департамент образования города Москвы - пед. Широкова Г.К., пед. Мазурчик А.И., Минобразования Российской Федерации - канд. психологии Стеркина Р.Б., канд. архитектуры Решетникова Н.В., НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК Санэпиднадзора Российской Федерации - канд. мед. Воронова Б.З., канд. мед. Белявская В.И., МГЦ Госсанэпиднадзора - сан. врач Синякова Н.В., сан. врач Пронина Л.И., УГПС ГУВД г.Москвы (инж. Жиряков B.C., инж. Люликов В.В.).

Настоящая редакция разработана ФГУП "Институт общественных зданий" - канд. архитектуры Смывина Л.А. - автор и руководитель работы, канд. архитектуры Гарнец A.M.- научная редакция, при участии арх. Тюричевой М.Н., канд. архитектуры Исаевой Т.А.; Департамент образования города Москвы - пед. Цапенко М.М., пед. Левина Н.Н.; ТУ Роспотребнадзора по городу Москве - сан. врач Синякова Д.В.; ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г.Москве" - сан. врач. Молдованов В.В., сан. врач Шрамкова Н.А.; ГУ МЧС России по городу Москве - инж. Пугачев Р.А.; Государственная экологическая экспертиза - гл. спец. Клюева С.О., гл. спец. Агаркова М.Г.

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры.

4. СОГЛАСОВАНЫ с Департаментом образования города Москвы, Управлением по технологическому и экологическому надзору федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по городу Москве, ГУ МЧС России по городу Москве, Мосгосэкспертизой, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ТУ Роспотребнадзора по городу Москве.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 г. N 911-ПП.


Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие нормы разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального Закона от 06 июля 2006 г. N 104-ФЗ); постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (с изменениями и дополнениями от 14 февраля 1997 г.); постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Настоящие нормы разработаны для города Москвы и распространяются на проектирование вновь строящихся и  реконструкцию существующих зданий всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от их форм собственности.

1.2 Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к проектированию, планировке и оборудованию участков территории, к объемно-планировочному решению, составу и площадям помещений, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде зданий дошкольных образовательных учреждений.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1 В настоящих нормах приведены ссылки на следующие документы:

СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";

СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";

СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение";

СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий";

СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";

СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные";

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий для маломобильных групп населения";

СНиП II-12-77 "Защита от шума";

МГСН 1.01-99 "Нормы проектирования планировки и застройки Москвы" (ТСН 30-304-2000);

МГСН 4.06-03 "Общеобразовательные учреждения" (ТСН 31-306-2004);

ВСН 59-88* "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования";

________________
     * На территории Российской Федерации действует СП 31-110-2003. Здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".


СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений";

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий";

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий";

СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья";

НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации";

ПУЭ "Правила устройства электроустановок" (7-е издание, 2003 г.).

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Дошкольные образовательные учреждения (далее в тексте - ДОУ) предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 7 лет, а также методическую помощь родителям или лицам, их замещающим, на основе утвержденных программ воспитания и обучения.

Все виды ДОУ по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении начинаются с традиционного названия "Детский сад". В настоящих нормах, как и в официальных документах Департамента образования города Москвы, наименование дошкольного образовательного учреждения "Детский сад" может применяться как официальный термин, адекватный ДОУ.

3.2 Настоящими нормами устанавливаются требования к проектированию зданий следующих видов государственных, частных (и иных негосударственных) ДОУ (в соответствии с классификацией Департамента образования города Москвы):

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, в любом сочетании);

центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.

3.3 Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста предусматриваются также следующие виды государственных и частных учреждений:

начальная школа - детский сад;

начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Требования настоящих норм распространяются только на дошкольные отделения этих видов образовательных учреждений, а также на вопросы взаимосвязи и взаимоизоляции дошкольного и школьного отделений внутри здания и на участке.

3.4 Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями развития могут предусматриваться:

для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих;

для воспитания и обучения детей с нарушениями зрения: слабовидящих; с косоглазием и амблиопией;

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых), глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3-х лет), задержкой психического развития;

для детей с нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями (только в возрасте старше 3-х лет);

для детей с туберкулезной интоксикацией;

для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта).

3.5 Для различных видов дошкольных образовательных учреждений проектируются различные архитектурные типы зданий и комплексов, отличающиеся общей вместимостью, режимом работы, особенностью комплектации детских групп, размещением в структуре жилой застройки, возможной кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов.

Архитектурную типологию зданий и комплексов ДОУ, формирующих расчетную сеть (систему) городских дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, составляют:

Детские сады общего типа - традиционные отдельно стоящие здания ДОУ вместимостью, как правило, от 4 до 14 детских групп. Детские сады вместимостью до 150 мест могут предусматриваться пристроенными к торцам жилых домов,  встроенными или встроенно-пристроенными в нижние этажи жилых зданий (не выше 3-го). В соответствии с классификацией видов образовательных учреждений, в этих зданиях может размещаться любое ДОУ (п.3.2 настоящих норм);

"Начальная школа - детский сад" (дошкольное и школьное отделения объединяются в одном здании, при общем числе детей в дошкольном и школьном отделениях - не более 350). В соответствии с классификацией образовательных учреждений, может являться начальной школой - детским садом; начальной школой - детским садом компенсирующего вида; прогимназией;

ДОУ "Домашний детский сад" - имеющий пониженную численность детей в детских группах (по 10-12 детей) и размещаемый в первых этажах жилых зданий, вместимостью не более 6 групп;

Комплекс дошкольного воспитания (КДВ), объединяющий несколько отдельно стоящих или встроенных ДОУ, основанный на централизации специализированных помещений общевоспитательного цикла (бассейн, зал-арена для детских утренников и спектаклей, детские кружки и секции) и хозяйственных процессов (приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья и т.п.). В составе КДВ, как правило, предусматривается Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - главное здание, в котором размещаются преимущественно детские группы старших возрастов, методический центр всего комплекса, централизованные специализированные помещения общевоспитательного цикла и группы помещений централизованного хозяйственного обслуживания. При этом остальные здания ДОУ комплекса дошкольного воспитания могут иметь пониженную вместимость - 4-6 детских групп, именоваться групповыми отделениями и предусматриваться не только отдельно стоящими, но и встроенными в первые этажи жилых зданий или встроенно-пристроенными (пристроенными) к жилым домам. В качестве ЦДВ в комплексе дошкольного воспитания может предусматриваться ДОУ общего типа или "Начальная школа - детский сад". Групповые отделения могут быть специализированными, т.е. осуществлять программную деятельность, определяемую видом образовательного учреждения. Общеразвивающее групповое отделение может быть отделением только интеллектуального или только художественного развития детей, или компенсирующим и иметь специализацию, определяемую видом нарушений развития детей (п.3.4 настоящих норм) и т.п.

3.6 Дополнительно к расчетной сети (к государственной городской системе ДОУ), могут предусматриваться:

Малые ДОУ (детские сады на 0,5-3 группы), в том числе проектируемые с учетом возможной централизации приготовления пищи и ее доставки в малые ДОУ;

Малокомплектные ДОУ (детские сады на 1-3 разновозрастные группы), которые также могут работать на основе централизованной доставки готовой пищи.

Разновидностями малых и малокомплектных ДОУ являются прогулочные группы (посещая которые, дети спят и обедают дома) и дежурные группы кратковременного присмотра (предполагающие эпизодическое посещение, когда родителям нужно оставить ребенка под присмотром на период от нескольких часов до нескольких суток), размещаемые на первых этажах многоквартирных жилых домов, а также "Семейный детский сад" - организуемый, как правило, в квартире не выше 3-го этажа многоэтажного жилого дома (СНиП 31-01-2003).

Эти дошкольные учреждения предусматриваются только как частные для применения в коттеджных поселках и многоквартирных жилых домах I категории комфорта в качестве дополнительных к официальной государственной системе ДОУ.

3.7 Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лет) - 10 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; в одновозрастных группах для детей 3-7 лет - 20 детей (оптимальная - 15).

При проектировании по государственному заказу здания ДОУ общего типа следует предусматривать универсальными, поэтому расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 3 лет - 15 мест; для детей от 3 до 7 лет - 20 мест.

3.8 В ДОУ для детей с нарушениями развития наполняемость детских групп определяется в зависимости от вида нарушений физического и умственного развития детей (таблица 1).

 Таблица 1

N п/п

Вид отклонений в развитии детей (см. п.3.4 настоящих норм)

Наполняемость детских групп, мест

В группах детей до 3-х лет

В группах детей старше 3-х лет

1

Для детей с тяжелыми нарушениями речи

6

10

2

Для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи

-*

12

3

Для глухих детей

6

 6

4

Для слабослышащих детей

6

8

5

Для слепых детей

6

6

6

Для слабовидящих детей, для детей с косоглазием и амблиопией

6

10

7

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

6

8

8

Для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)

6

10

9

Для детей с задержкой психического развития

6

10

10

Для детей с глубокой умственной отсталостью

-

8

11

Для детей с туберкулезной интоксикацией

10

15

12

Для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта)

5

5

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».