РД-13-01-2006
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ
ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Методические указания на основе определенных в Положении о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России (РД 04-354-00) общих принципов и правил государственного надзора (далее - надзор) устанавливают конкретный порядок надзора за проектированием, строительством, монтажом, реконструкцией, пусконаладочными работами, эксплуатацией систем газораспределения и газопотребления природных и сжиженных углеводородных газов, применением газоиспользующего и газового оборудования (технических устройств), а также за подготовкой кадров в поднадзорных организациях и проведением экспертизы промышленной безопасности.
3. Требования Методических указаний обязательны для работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), организующих и осуществляющих надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления.
4. В территориальных органах Службы утверждаются перечни поднадзорных объектов, закрепленных за каждым инспектором.
5. Планами работ необходимо предусматривать комплексные, целевые и оперативные обследования объектов, которые могут проводиться с привлечением экспертных организаций и представителей других надзорных органов в соответствии с соглашениями о взаимодействии.
6. Обследование объектов газораспределения и газопотребления на предмет их соответствия требованиям промышленной безопасности планируется исходя из проведенного по результатам предыдущих обследований анализа состояния промышленной безопасности, аварийности, производственного травматизма и противоаварийной устойчивости указанных объектов, при этом обследования (независимо от результатов анализа) должны планироваться с периодичностью не реже одного раза в пять лет.
7. Перед обследованием необходимо уведомить руководство организации о проверке. При обследовании производится комплексная оценка состояния промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости систем газораспределения и газопотребления, эффективности производственного контроля.
8. В ходе проверки устанавливается наличие:
правовых документов, определяющих деятельность организации;
лицензий в соответствии с действующим законодательством и выполнение условий действия лицензий;
документов, подтверждающих аттестацию (проверку знаний) руководителей, специалистов и обслуживающего персонала;
должностных и производственных инструкций;
нормативно-методического и организационно-технического обеспечения промышленной безопасности.
9. Выборочно на рабочих местах проверяется знание нормативных правовых актов и нормативно-технических документов специалистами, инструкций и методов безопасного производства работ рабочими, а также их выполнение.
10. Оценивается состояние газоиспользующего и газового оборудования (технических устройств), проверяется наличие разрешений Службы на его применение (после 1995 г.), в том числе иностранного производства.
11. Проверяется выполнение мероприятий по обеспечению готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.
12. Мероприятия по надзору за деятельностью в области промышленной безопасности газораспределительных организаций, крупных промышленных предприятий, тепловых электрических станций, газонаполнительных станций рекомендуется проводить комплексно (группой инспекторов).
13. Ответственного за проведение комплексного обследования назначает руководитель (заместитель руководителя) территориального управления по технологическому и экологическому надзору Службы.
14. Обследование следует проводить в присутствии технического руководителя организации, лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) за осуществление производственного контроля.
15. Результаты обследования оформляются актом. При выявлении нарушений требований промышленной безопасности руководителю организации выдается предписание об их устранении (приложение к настоящим Методическим указаниям).
16. Изложение характера нарушений и предлагаемых мер по их устранению должно быть конкретным и кратким с указанием пункта технического регламента или нормативного правового акта, требования которого нарушены.
17. Продолжительность срока устранения нарушений, устанавливаемая в предписании, должна быть минимальной.
При необходимости продления (переноса) сроков устранения нарушений разрабатываются компенсирующие мероприятия с указанием лиц, ответственных за их выполнение, и согласовываются с территориальным управлением по технологическому и экологическому надзору Службы.
18. В результате проверки оценивается:
состояние промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости опасного производственного объекта;
выполнение установленных правил ведения работ на опасном производственном объекте;
организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
выполнение указаний и предписаний должностных лиц Службы;
подготовка работников в области промышленной безопасности;
выполнение мероприятий по антитеррористической устойчивости объектов газораспределения и газопотребления.
II. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
19. В процессе осуществления надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании рассматриваются организационно-технические возможности проектной организации выполнять конкретные работы в области разработки проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления природных и сжиженных углеводородных газов, а также проводится контроль качества проектной документации.
20. При рассмотрении организационно-технических возможностей проектной организации необходимо проверить:
наличие аттестованных специалистов;
организация обучения и повышения квалификации персонала;
наличие внутренних документов (положения, стандарта организации), устанавливающих порядок разработки проектной документации;
наличие актуализированной базы действующих нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих нормы и требования в области проектирования, ее доступность для персонала;
наличие актуализированных программ для автоматизированных расчетов при проектировании;
наличие организационных и исполнительных документов по ведению авторского надзора;
организация архивного хранения проектной документации.
21. При проверках проектных организаций следует установить наличие внутренней системы качества, соответствующей типу, объему и области выполняемых работ, оформлена ли такая система Руководством по качеству, какие элементы системы качества прописаны:
изложение политики качества;
структура организации (организационная схема);
задачи и функциональные обязанности, связанные с обеспечением качества, доведенные до каждого сотрудника с учетом пределов его служебных полномочий;
общие процедуры обеспечения качества;
процедуры обеспечения качества при разработке конкретной проектной документации;
документы по реализации процедур обеспечения качества проектной документации;
процедуры рассмотрения рекламаций.
22. При контроле качества проектной документации необходимо проверить:
наличие исходных данных на проектирование (техническое задание, технические условия, материалы инженерно-геологических изысканий, сведения о коррозионной активности грунтов и наличии блуждающих токов);
наличие схем газоснабжения;
соблюдение сроков действия технических условий, выданных газораспределительной организацией;
исходные данные по используемым материалам и оборудованию (техническим устройствам), сведения о сертификации и наличии разрешений на применение;
сроки оформления и регистрации топографических планов, разработанных в единой государственной или местной системе координат;
проектные решения по обеспечению требований промышленной безопасности систем газораспределения, в том числе по защите стальных газопроводов от коррозии;
проектные решения по системам газопотребления, включая вопросы по обеспечению требований промышленной безопасности газоиспользующего оборудования;
соблюдение установленного порядка согласования, утверждения проектной документации и внесения в нее изменений.
23. При осуществлении надзора за деятельностью организаций, специализирующихся на проектировании защиты газопроводов от электрохимической коррозии, следует дополнительно проверить:
квалификацию и компетентность персонала, выполняющего проектно-изыскательские работы;
обеспеченность проектной организации необходимой для проектирования нормативно-технической документацией;
наличие исходных материалов по проведенным замерам, на основании которых проектной организацией принимаются решения о необходимости устройства защиты;
порядок получения технических условий по проектированию защиты, выдаваемых с учетом коррозионной ситуации на месте строительства, перспективы развития газораспределительной сети, а также учитывающих коррозионные повреждения на действующих газопроводах;
наличие, при необходимости, приборов и оборудования для определения критериев опасности коррозии стальных подземных газопроводов вследствие коррозионной агрессивности грунта и воздействия блуждающих токов;
оформление протоколами измерений показателей коррозионной агрессивности грунта по отношению к стали, характеризующиеся удельным электрическим сопротивлением грунта и средней плотностью катодного тока;
совмещенный план проектируемых и действующих подземных газопроводов и рельсовых путей электрифицированного транспорта с зонами катодной поляризации подземных трубопроводов, анодными заземлителями, преобразователями катодной или дренажной защиты и контрольно-измерительными пунктами;
наличие решения местной администрации о совмещенной защите подземных трубопроводов;
ведение замеров величины блуждающих токов вблизи электрифицированного транспорта самопишущими и показывающими приборами на стадии проектирования;
результаты измерений потенциалов рельсовой сети для определения мест установки дренажной защиты газопроводов, прокладываемых на расстоянии до 300 м от рельсового электрифицированного транспорта на постоянном токе;
наличие данных коррозионной опасности незащищенных трубопроводов;
наличие в составе документов пояснительной записки, содержащей основание для разработки проекта, характеристики защищаемых сооружений, результаты проведенных коррозионных изысканий, обоснование выбора типа установок электрохимической защиты, расчет их количества и параметров;
функциональные схемы электрозащиты со схемой подключения установки к сети переменного тока, установочные чертежи оборудования электрохимической защиты;
мероприятия по ограничению токов утечки;
определение мест установки контрольно-измерительных пунктов на участках, где ожидаются минимальные и максимальные значения поляризационных защитных потенциалов, электроизолирующих фланцевых соединений;
проведение повторных замеров потенциалов после окончания строительства газопровода.
24. В процессе осуществления надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при строительстве устанавливаются возможности строительно-монтажной организации выполнять конкретные работы в области строительства (монтажа, пусконаладки) систем газораспределения и газопотребления, а также осуществляется предварительный надзор за качеством выполнения строительно-монтажных работ в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения опасных производственных объектов газоснабжения.
25. При осуществлении надзора за организационной, технической возможностью и готовностью строительных, монтажных, пусконаладочных организаций выполнять заявленные виды деятельности дополнительно проверяется:
обеспеченность производства работ квалифицированным персоналом (в том числе сварщиками и специалистами сварочного производства с правом проведения контроля);
порядок допуска к выполнению работ специалистов и рабочих (в том числе сварщиков);
организация производства земляных работ и наличие мероприятий по сохранности действующих подземных инженерных коммуникаций;
организация строительства защиты подземных стальных газопроводов от электрохимической коррозии;