Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности


ГОСТ Р 41.55-2005
(Правила ЕЭК ООН N 55)

Группа Д25

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ МЕХАНИЧЕСКИХ СЦЕПНЫХ УСТРОЙСТВ
СОСТАВОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Uniform provisions concerning the mechanical coupling components
of combinations of vehicles



ОКС 43.040.60

ОКП 45 3000

Дата введения 2006-07-01

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе русской версии Правил ЕЭК ООН N 55, указанных в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением по техническому регулированию и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 464-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 55 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических сцепных устройств составов транспортных средств" (Regulation N 55 "Uniform provisions concerning the approval of mechanical coupling components of combinations of vehicles") путем изменения его структуры.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой Правил ЕЭК ООН N 55 приведено в дополнительном приложении 9. При этом из наименования стандарта исключены слова "официальное утверждение", относящиеся к процедуре подтверждения соответствия (сертификации). Термины и положения, касающиеся процедур сертификации, не предусмотрены ГОСТ Р 1.5-2004 и, в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", могут быть применены только в технических регламентах. По этой же причине отдельные фразы и слова, относящиеся к процедуре сертификации, заменены на фразы и слова, относящиеся к испытаниям. Такие фразы и слова выделены курсивом. В стандарт введен раздел "Нормативные ссылки", предусмотренный ГОСТ Р 1.5-2004 и выделенный курсивом. В стандарт не включены разделы и приложения, относящиеся к процедуре сертификации или относящиеся к международному порядку применения Правил ЕЭК ООН

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.55-99 (Правила ЕЭК ООН N 55)


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2007 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования, которым должны соответствовать механические сцепные устройства (далее - сцепные устройства) и их элементы, для того чтобы в международном масштабе их можно было рассматривать в качестве взаимно совместимых.

1.2 Настоящий стандарт применяют к сцепным устройствам механических транспортных средств и прицепов (далее - ТС), предназначенным для использования:

1.2.1 в составе ТС*;

1.2.2 в качестве ТС с полуприцепом* с учетом того, что вертикальная нагрузка от прицепа на буксирующее ТС не должна превышать 200 кН.

________________

* В значении, определенном в Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968 г.), перечисления t) и u) статьи 1 [1].

1.3 Настоящий стандарт применяют к:

1.3.1 стандартным сцепным устройствам и их элементам, определенным в 2.3;

1.3.2 нестандартным сцепным устройствам и их элементам, определенным в 2.4;

1.3.3 нестандартным неоднородным сцепным устройствам и их элементам, определенным в 2.5.

     1а Нормативные ссылки  


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     
ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения (IDT)
     
     
ГОСТ Р 41.14-2003 (Правила ЕЭК ООН N 14) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности (MOD)
     
     
ГОСТ Р ИСО 7641-1-93 Дорожные транспортные средства. Караваны и легкие прицепы. Расчет механической прочности стального дышла (ИСО 7641-1-93 "Транспорт дорожный. Жилые и легкие прицепы. Расчет механической прочности сцепного устройства. Часть 1. Стальные сцепные устройства", IDT)
     
     
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения (Приложение 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств TRANS/WP.29/78/Rev.1 NEQ; Директива ЕС 2002/24) "Требования к сертификации мототранспортных средств", NEQ)

Примечание - При использовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     2 Термины, определения и обозначения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 механические сцепные устройства и их элементы (mechanical coupling devices and components): Все детали на раме несущих элементов кузова и ходовой части ТС, с помощью которых буксирующее и буксируемое ТС соединяют для использования их в качестве состава ТС или ТС с прицепом. К ним относятся стационарные или съемные части, необходимые для крепления или эксплуатации механического сцепного устройства или его элемента.

2.2 Требование об автоматической сцепке считают выполненным, если достаточно подать назад тягач навстречу прицепу, чтобы сцепное устройство сработало полностью, произошла его автоматическая блокировка и контрольный сигнал надлежащего срабатывания включился без какого-либо внешнего воздействия.

В случае сцепных устройств типа "крюк-петля" требование об автоматической сцепке считают выполненным, если после зацепления проушины тягового стержня за крюк открытие и закрытие блокирующего приспособления сцепного устройства происходят без какого-либо внешнего воздействия.

2.3 Стандартные механические сцепные устройства и их элементы удовлетворяют стандартным габаритным размерам и другим параметрам, приведенным в настоящем стандарте. Они взаимозаменяемы в рамках своего класса независимо от требований предприятия-изготовителя.

2.4 Нестандартные механические сцепные устройства и их элементы не во всех отношениях удовлетворяют стандартным габаритным размерам и другим параметрам, приведенным в настоящем стандарте, однако могут быть соединены со стандартными сцепными устройствами и их элементами соответствующего класса.

2.5 Нестандартные неоднородные механические сцепные устройства и их элементы не соответствуют стандартным габаритным размерам и другим параметрам, приведенным в настоящем стандарте, и не могут быть соединены со стандартными сцепными устройствами и их элементами. К их числу относятся, например, такие устройства, не соответствующие ни одному из классов А-L и Т, перечисленных в 2.6, как устройства, предназначенные для специальных ТС большой грузоподъемности и неоднородные устройства, отвечающие национальным стандартам.

2.6 Механические сцепные устройства и их элементы подразделяют на следующие классы:

2.6.1 Класс А

- шаровые наконечники сцепных устройств и тяговые кронштейны с шарообразным приспособлением диаметром 50 мм и кронштейнами на тягаче для соединения с прицепом с помощью сцепной головки (раздел 1 приложения 6).

2.6.1.1 Класс А50-1 - А50-5

- стандартные шаровые наконечники сцепных устройств диаметром 50 мм с болтовыми креплениями фланцевого типа.

2.6.1.2 Класс А50-Х

- нестандартные шаровые наконечники диаметром 50 мм и кронштейны.

2.6.2 Класс В

- сцепные головки, устанавливаемые в проушине прицепа для соединения с шаровым наконечником диаметром 50 мм тягача (раздел 2 приложения 6).

2.6.2.1 Класс В50-Х

- нестандартные сцепные головки диаметром 50 мм.

2.6.3 Класс С

- соединительные фланцы со шкворнем диаметром 50 мм, а также с захватом и автоматически закрывающимся стопорным штифтом на тягаче для соединения с прицепом с помощью проушины сцепной тяги (раздел 3 приложения 6).

2.6.3.1 Класс С50-1 - С50-7

- стандартные соединительные фланцы сцепных устройств со шкворнем диаметром 50 мм.

2.6.3.2 Класс С50-Х

- нестандартные соединительные фланцы сцепных устройств со шкворнем диаметром 50 мм.

2.6.4 Класс D

- проушины сцепных тяг, имеющие параллельное отверстие, пригодное для шкворня диаметром 50 мм, и предусмотренные для сцепной тяги прицепов в целях соединения с автоматическими соединительными фланцами (раздел 4 приложения 6).

2.6.4.1 Класс D50-A

- стандартные проушины сцепных тяг со шкворнем диаметром 50 мм для крепления посредством сварки.

2.6.4.2 Класс D50-B

- стандартные проушины сцепных тяг со шкворнем диаметром 50 мм для резьбового крепления.

2.6.4.3 Класс D50-C и 50D

- стандартные проушины сцепных тяг со шкворнем диаметром 50 мм для болтового крепления.

2.6.4.4 Класс D50-X

- нестандартные проушины сцепных тяг со шкворнем диаметром 50 мм.

2.6.5 Класс Е

- нестандартные сцепные тяги, включающие в себя инерционные системы и аналогичные детали оборудования, установленного в передней части буксируемого ТС или на шасси ТС, которые пригодны для сцепления с тягачом с помощью проушин сцепных тяг, сцепных головок или аналогичных сцепных устройств (раздел 5 приложения 6).


Сцепные тяги могут крепиться шарнирно, для того чтобы они могли свободно двигаться в вертикальной плоскости, не передавая какой-либо вертикальной нагрузки, или крепиться в вертикальной плоскости таким образом, чтобы выдерживать вертикальную нагрузку (жесткие сцепные тяги). Жесткие сцепные тяги могут крепиться жестко посредством либо жесткого либо эластичного соединения.

Сцепные тяги могут включать в себя более одного элемента и могут быть регулируемыми либо коленчатыми.

Настоящий стандарт применяют к сцепным тягам, являющимся отдельными, а не конструктивными элементами шасси буксируемого ТС.

2.6.6 Класс F

- нестандартные тяговые брусы, включающие в себя все элементы и приспособления, находящиеся между сцепными устройствами (например, шаровыми наконечниками и соединительными фланцами) и рамой (например, задней поперечиной рамы), несущим кузовом или шасси тягача (раздел 6 приложения 6).

2.6.7 Класс G

- седельно-сцепные устройства, представляющие собой сцепные устройства плоского типа, оборудованные автоматическим стопорным приспособлением и устанавливаемые на тягаче для соединения со шкворнем седельно-сцепного устройства диаметром 50 мм, располагаемым на полуприцепе (раздел 7 приложения 6).

2.6.7.1 Класс G50

- стандартные седельно-сцепные устройства со шкворнем диаметром 50 мм.

2.6.7.2 Класс G50-X

- нестандартные седельно-сцепные устройства со шкворнем диаметром 50 мм.

2.6.8 Класс Н

- шкворни седельно-сцепных устройств диаметром 50 мм представляют собой устройства, устанавливаемые на полуприцепе для соединения с седельно-сцепным устройством тягача (раздел 8 приложения 6).

2.6.8.1 Класс Н50-Х

- нестандартные седельно-сцепные устройства со шкворнем диаметром 50 мм.

2.6.9 Класс J

- нестандартные установочные плиты, в т.ч. все элементы и приспособления, необходимые для крепления седельно-сцепных устройств к раме или шасси тягача. Возможно горизонтальное перемещение установочных плит для обеспечения подвижности седельно-сцепного устройства (раздел 9 приложения 6).

2.6.10 Класс K

- стандартные сцепные устройства типа "крюк-петля", предназначенные для использования с соответствующими тороидальными проушинами сцепных тяг класса L (раздел 10 приложения 6).

2.6.11 Класс L

- стандартные тороидальные проушины сцепных тяг для использования с соответствующими сцепными устройствами типа "крюк-петля" класса К (раздел 4 приложения 6).

2.6.12 Класс S

- приспособления и элементы, не соответствующие ни одному из классов А-L или Т и используемые, например, на специальных ТС большой грузоподъемности или являющиеся приспособлениями, эксплуатируемыми только в некоторых странах в соответствии с национальными стандартами.

2.6.13 Класс Т

- нестандартные неавтоматические специальные сцепные устройства дышлового типа, которые могут быть отделены от ТС только с помощью соответствующих инструментов и которые обычно используются на прицепах ТС, перевозящих автомобили. Они должны быть испытаны в качестве согласованной пары.

2.7 Направляющие клинья представляют собой приспособления или их элементы, которые монтируют на полуприцепах и которые позволяют принудительно управлять положением прицепа по отношению к седельно-сцепному устройству.

2.8 Системы дистанционного управления представляют собой приспособления и элементы, которые позволяют управлять сцепным устройством с боковой стороны ТС или из кабины ТС.

2.9 Дистанционные индикаторы представляют собой приспособления и элементы, подающие сигнал в кабину ТС об осуществлении сцепки и включении блокирующих приспособлений.

2.10 тип сцепного устройства или его элемента (type of coupling device or component): Устройство или его элемент, не имеющий(ее) существенных различий в отношении:

2.10.1 торгового знака или торговой марки предприятия-изготовителя или поставщика;

2.10.2 класса сцепного устройства по 2.6;

2.10.3 внешней формы, основных габаритных размеров или существенных различий в конструкции, в т.ч. в использованных материалах;

2.10.4 параметров, определенных в 2.11.