Настоящий стандарт разработан в целях исполнения государственного законодательства в области охраны окружающей среды от вредного воздействия поршневых двигателей внутреннего сгорания, установленных на объектах применения и находящихся в эксплуатации. Введение стандарта обеспечивает реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух" в части, относящейся к контролю выбросов водного, железнодорожного и промышленного транспорта.
Периодичность контроля соответствия двигателей техническим нормативам дымности и выбросов вредных веществ с отработавшими газами устанавливают не чаще чем один раз в год, если иное не предусмотрено правилами безопасности в особых условиях эксплуатации двигателей или другими специальными требованиями.
Для случаев, когда испытания и измерения не могут быть выполнены в полном объеме требований настоящего стандарта на объекте применения, двигатель подобного конструктивного исполнения может быть испытан на стенде изготовителя с использованием концепции семейства или группы двигателей. Стендовые испытания проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51250 и ГОСТ Р 51249.
Для сокращения объема измерений на месте установки двигателя при проведении испытаний на стенде изготовителя могут быть приняты концепции семейства или группы двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-7, ГОСТ Р ИСО 8178-8. Каждая концепция позволяет распространять результаты испытаний базового двигателя, представляющего собой семейство (группу), на все двигатели этого семейства (группы). При использовании концепций предприятием-изготовителем допускаются методы упрощенного контроля их соответствия нормам дымности и выбросов вредных веществ с отработавшими газами в условиях эксплуатации.
Стандарт устанавливает требования и ограничения, которыми следует руководствоваться при проведении экологического контроля двигателей, установленных на объектах применения.