ГОСТ Р 41.96-2005
(Правила ЕЭК ООН N 96)
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСТАНОВКИ
НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЛЕСНЫХ ТРАКТОРАХ И ВНЕДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ,
В ОТНОШЕНИИ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЭТИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed
in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery
in regard to the emission of pollutants by the engines
ОКС 65.060
ОКП 47 5000
Дата введения 2008-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) и ОАО "Научно-исследовательский тракторный институт НАТИ"
2 ВНЕСЕН ВНИИНМАШ
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2005 г. N 261-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 96 (включая поправки серии 01) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной технике в отношении выбросов загрязняющих веществ этими двигателями ("Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines", MOD). При этом дополнительные слова (фразы, раздел 1а и приложение Ж), включенные в текст стандарта для учета особенности национальной стандартизации, выделены курсивом
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.96-99 (Правила ЕЭК ООН N 96)
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Настоящий стандарт применяют в отношении выбросов газообразных вредных веществ и вредных частиц двигателей с воспламенением от сжатия, используемых:
1.1 на транспортных средствах категории Т* с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт;
1.2 в технике, предназначенной и пригодной для передвижения или перемещения по грунту, будь то по дороге или бездорожью, с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт, эксплуатируемой в разных скоростных режимах, включая следующие механизмы, но не ограничиваясь ими:
1.2.1 промышленные буровые установки, компрессоры;
1.2.2 строительную технику, включая погрузчики на колесном ходу, бульдозеры, тракторы на гусеничном ходу, погрузчики на гусеничном ходу, автопогрузчики, грузовые автомобили повышенной проходимости, гидравлические экскаваторы;
1.2.3 машины и оборудование для лесосечных работ и лесозаготовки;
1.2.4 самоходные сельскохозяйственные машины;
1.2.5 погрузочно-разгрузочные средства;
1.2.6 дорожно-ремонтную технику (автогрейдеры, дорожные катки, асфальтоукладчики);
1.2.7 снегоочистительную технику;
1.2.8 технические средства наземного обслуживания в аэропортах;
1.2.9 пневматические подъемники;
1.2.10 автокраны.
________________
* Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения".
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV Измерения мощности двигателей
ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги
ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 испытания двигателя (test of an engine): Испытания типа двигателя или серии двигателей в отношении уровня выброса газообразных вредных веществ и вредных частиц этими двигателями.
2.2 двигатель с воспламенением от сжатия (compression ignition engine): Двигатель, работающий по принципу воспламенение от сжатия (например, дизель).
2.3 тип(ы) двигателей (engine type): Категория двигателей, не отличающихся по существенным характеристикам двигателя, указанным в разделах 1-4 приложения А к настоящему стандарту.
2.4 семейство двигателей (engine family): Объединенные предприятием-изготовителем в одну группу двигатели, которые предположительно вследствие своей конструкции имеют аналогичные характеристики выбросов вредных веществ с отработавшими газами или соответствуют требованиям раздела 7 настоящего стандарта.
2.5 исходный двигатель (parent engine): Двигатель, отобранный из серии двигателей таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, указанным в приложении Б к настоящему стандарту.
2.6 вредные газообразные вещества (gaseous pollutants): Вещества, выбрасываемые с отработавшими газами в виде оксида углерода, углеводородов (выраженных в эквиваленте СН) и оксидов азота (выраженных в эквиваленте диоксида азота NO).
2.7 вредные частицы (particulate pollutants): Компоненты отработавших газов, собранные конкретной фильтрующей средой после разбавления отработавших газов двигателя чистым отфильтрованным воздухом таким образом, чтобы температура смеси не превышала 325 К (52 °С).
2.8 полезная мощность (net power): Мощность, полученная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или его эквиваленте и измеряемая в соответствии с методом измерения мощности двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на автотранспортных средствах по ГОСТ Р 41.85, исключая мощность вентилятора системы охлаждения двигателя, на транспортных средствах категории Т и самоходных сельскохозяйственных машинах - по ГОСТ 18509, с учетом условий испытания и эталонного топлива, указанных в настоящем стандарте.
2.9 номинальная частота вращения (rated speed): Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя с полной нагрузкой, допускаемая регулятором и указанная предприятием-изготовителем.
2.10 процентная нагрузка (per cent load): Часть максимального крутящего момента, достигаемого при определенной частоте вращения двигателя.
2.11 максимальный крутящий момент (maximum torque): Наибольшее значение крутящего момента, указанное предприятием-изготовителем, достигаемое двигателем при работе по внешней скоростной характеристике.
2.12 промежуточная частота вращения (intermediate speed): Частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая одному из следующих требований:
- для двигателей, которые предназначены для работы в пределах изменения частоты вращения по кривой изменения крутящего момента с полной нагрузкой, промежуточной частотой вращения является указанный максимальный крутящий момент, если он достигается в пределах 60% - 75% номинальной частоты вращения;
- если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении менее 60% номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 60% номинальной частоты вращения;
- если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении более 75% номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 75% номинальной частоты вращения.
2.13 коммерциализация: Предоставление изделия, охватываемого настоящим стандартом, на рынке страны за соответствующую плату или бесплатно с целью его распространения и/или использования.
2.14 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения
2.14.1 Обозначения и единицы измерения показателей, определяемых при испытаниях (см. таблицу 1).
Таблица 1
Обозначение | Наименование показателя | |
показа- | единицы измерения показателя | |
м | Площадь поперечного сечения изокинетического пробоотборника | |
м | Площадь поперечного сечения выпускной трубы | |
Средневзвешенные величины: | ||
м/ч | расход потока; | |
кг/ч | масса потока; | |
г/(кВт·ч) | удельный выброс | |
- | Углеродный коэффициент топлива | |
- | Углерод С, эквивалентный углеводороду | |
млн или объемная доля, % | Концентрация (с индексом компонента) | |
млн или объемная доля, % | Фоновая скорректированная концентрация | |
млнили объемная доля, % | Концентрация разбавляющего воздуха | |
- | Коэффициент разбавления | |
- | Лабораторный атмосферный коэффициент | |
- | Удельный коэффициент топлива, используемый для расчета влажного состояния по сухому состоянию | |
кг/ч | Массовый расход воздуха на впуске во влажном состоянии | |
кг/ч | Массовый расход воздуха на впуске в сухом состоянии | |
кг/ч | Расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии | |
кг/ч | Эквивалентный массовый расход разбавленных отработавших газов во влажном состоянии | |
кг/ч | Массовый расход отработавших газов во влажном состоянии | |
кг/ч | Массовый расход топлива | |
кг/ч | Массовый расход разбавленных отработавших газов во влажном состоянии | |
г/кг | Исходная абсолютная влажность 10,71 г/кг для расчета NO и поправочных коэффициентов на конкретную влажность | |
г/ кг | Абсолютная влажность воздуха на выпуске | |
г/ кг | Абсолютная влажность разбавляющего воздуха | |
- | Нижний индекс, обозначающий -й режим | |
- | Поправочный коэффициент на влажность для NO | |
- | Поправочный коэффициент на влажность для вредных частиц | |
- | Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для воздуха на впуске | |
- | Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавляющего воздуха | |
- | Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавленных отработавших газов | |
- | Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для первичных отработавших газов | |
% | Крутящий момент в процентах максимального крутящего момента | |
г/ч | Массовый расход (интенсивность потока). Указанное обозначение используется в качестве нижнего индекса | |
кг | Масса пробы разбавляющего воздуха, прошедшей через фильтры для отбора проб вредных частиц | |
кг | Масса пробы разбавленных отработавших газов, прошедшей через фильтры для отбора проб вредных частиц | |
мг | Отобранная масса пробы вредных частиц в разбавляющем воздухе | |
мг | Отобранная масса пробы вредных частиц | |
кПа | Давление насыщенного пара при испытаниях (ИСО 3046-1 [1]: ) | |
кПа | Полное барометрическое давление (ИСО 3046-1 [1]: | |
кПа | Давление насыщения пара разбавляющего воздуха | |
кПа | Сухое атмосферное давление | |
кВт | Мощность без поправки на торможение | |
кВт | Общая мощность, поглощаемая вспомогательным оборудованием, установленным для проведения испытания, которое не требуется в соответствии с 2.8 | |
кВт | Максимальная мощность (приложение А) | |
кВт | Мощность, измеренная в различных режимах испытания | |
- | Коэффициент разбавления | |
- | Отношение площадей поперечного сечения изокинетического пробоотборника и выпускной трубы | |
% | Относительная влажность воздуха на впуске | |
% | Относительная влажность разбавляющего воздуха | |
- | Коэффициент чувствительности FID | |
кВт | Мощность, определяемая на динамометрическом стенде | |
К | Абсолютная температура воздуха на впуске | |
К | Абсолютная точка росы | |
К | Температура воздуха промежуточного охлаждения | |
К | Исходная температура [воздуха, поступающего в зону горения 298 К (25 °С)] | |
К | Исходная температура воздуха промежуточного охлаждения | |
м/ч | Объемный расход воздуха на впуске в сухом состоянии | |
м/ч | Объемный расход воздуха на впуске во влажном состоянии | |
м | Объем пробы разбавляющего воздуха, прошедшего через фильтры отбора проб вредных частиц | |
м/ч | Объемный расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии | |
м/ч | Объемный эквивалентный расход разбавленного отработавшего газа во влажном состоянии | |
м/ч | Объемный расход отработавших газов в сухом состоянии | |
м/ч | Объемный расход отработавших газов во влажном состоянии | |
м | Объем пробы, прошедшей через фильтры отбора проб вредных частиц | |
м/ч | Объемный расход разбавленных отработавших газов во влажном состоянии | |
- | Теоретический коэффициент весомости режима | |
- | Фактический коэффициент весомости режима |