Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 41.96-2005
(Правила ЕЭК ООН N 96)

Группа Т58

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСТАНОВКИ
НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЛЕСНЫХ ТРАКТОРАХ И ВНЕДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ,
В ОТНОШЕНИИ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЭТИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed
in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery
in regard to the emission of pollutants by the engines



ОКС 65.060

ОКП 47 5000

Дата введения 2008-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) и ОАО "Научно-исследовательский тракторный институт НАТИ"

2 ВНЕСЕН ВНИИНМАШ

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2005 г. N 261-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 96 (включая поправки серии 01) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной технике в отношении выбросов загрязняющих веществ этими двигателями ("Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines", MOD). При этом дополнительные слова (фразы, раздел 1а и приложение Ж), включенные в текст стандарта для учета особенности национальной стандартизации, выделены курсивом

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.96-99 (Правила ЕЭК ООН N 96)


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт применяют в отношении выбросов газообразных вредных веществ и вредных частиц двигателей с воспламенением от сжатия, используемых:

1.1 на транспортных средствах категории Т* с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт;

1.2 в технике, предназначенной и пригодной для передвижения или перемещения по грунту, будь то по дороге или бездорожью, с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт, эксплуатируемой в разных скоростных режимах, включая следующие механизмы, но не ограничиваясь ими:

1.2.1 промышленные буровые установки, компрессоры;

1.2.2 строительную технику, включая погрузчики на колесном ходу, бульдозеры, тракторы на гусеничном ходу, погрузчики на гусеничном ходу, автопогрузчики, грузовые автомобили повышенной проходимости, гидравлические экскаваторы;

1.2.3 машины и оборудование для лесосечных работ и лесозаготовки;

1.2.4 самоходные сельскохозяйственные машины;

1.2.5 погрузочно-разгрузочные средства;

1.2.6 дорожно-ремонтную технику (автогрейдеры, дорожные катки, асфальтоукладчики);

1.2.7 снегоочистительную технику;

1.2.8 технические средства наземного обслуживания в аэропортах;

1.2.9 пневматические подъемники;

1.2.10 автокраны.

________________

* Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения".

     1а Нормативные ссылки   


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
     
     
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:

    I Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV Измерения мощности двигателей
     
     
ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги
     
     
ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
     
     
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
     
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


     2 Термины и определения, обозначения, сокращения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 испытания двигателя (test of an engine): Испытания типа двигателя или серии двигателей в отношении уровня выброса газообразных вредных веществ и вредных частиц этими двигателями.

2.2 двигатель с воспламенением от сжатия (compression ignition engine): Двигатель, работающий по принципу воспламенение от сжатия (например, дизель).

2.3 тип(ы) двигателей (engine type): Категория двигателей, не отличающихся по существенным характеристикам двигателя, указанным в разделах 1-4 приложения А к настоящему стандарту.

2.4 семейство двигателей (engine family): Объединенные предприятием-изготовителем в одну группу двигатели, которые предположительно вследствие своей конструкции имеют аналогичные характеристики выбросов вредных веществ с отработавшими газами или соответствуют требованиям раздела 7 настоящего стандарта.

2.5 исходный двигатель (parent engine): Двигатель, отобранный из серии двигателей таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, указанным в приложении Б к настоящему стандарту.

2.6 вредные газообразные вещества (gaseous pollutants): Вещества, выбрасываемые с отработавшими газами в виде оксида углерода, углеводородов (выраженных в эквиваленте СН) и оксидов азота (выраженных в эквиваленте диоксида азота NO).

2.7 вредные частицы (particulate pollutants): Компоненты отработавших газов, собранные конкретной фильтрующей средой после разбавления отработавших газов двигателя чистым отфильтрованным воздухом таким образом, чтобы температура смеси не превышала 325 К (52 °С).

2.8 полезная мощность (net power): Мощность, полученная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или его эквиваленте и измеряемая в соответствии с методом измерения мощности двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на автотранспортных средствах по ГОСТ Р 41.85, исключая мощность вентилятора системы охлаждения двигателя, на транспортных средствах категории Т и самоходных сельскохозяйственных машинах - по ГОСТ 18509, с учетом условий испытания и эталонного топлива, указанных в настоящем стандарте.

2.9 номинальная частота вращения (rated speed): Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя с полной нагрузкой, допускаемая регулятором и указанная предприятием-изготовителем.

2.10 процентная нагрузка (per cent load): Часть максимального крутящего момента, достигаемого при определенной частоте вращения двигателя.

2.11 максимальный крутящий момент (maximum torque): Наибольшее значение крутящего момента, указанное предприятием-изготовителем, достигаемое двигателем при работе по внешней скоростной характеристике.

2.12 промежуточная частота вращения (intermediate speed): Частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая одному из следующих требований:

- для двигателей, которые предназначены для работы в пределах изменения частоты вращения по кривой изменения крутящего момента с полной нагрузкой, промежуточной частотой вращения является указанный максимальный крутящий момент, если он достигается в пределах 60% - 75% номинальной частоты вращения;

- если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении менее 60% номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 60% номинальной частоты вращения;

- если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении более 75% номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 75% номинальной частоты вращения.

2.13 коммерциализация: Предоставление изделия, охватываемого настоящим стандартом, на рынке страны за соответствующую плату или бесплатно с целью его распространения и/или использования.

2.14 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения

2.14.1 Обозначения и единицы измерения показателей, определяемых при испытаниях (см. таблицу 1).


Таблица 1

Обозначение

Наименование показателя

показа-
теля

единицы измерения показателя


м

Площадь поперечного сечения изокинетического пробоотборника


м

Площадь поперечного сечения выпускной трубы



Средневзвешенные величины:


м

расход потока;


кг/ч

масса потока;


г/(кВт·ч)

удельный выброс


-

Углеродный коэффициент топлива

-

Углерод С, эквивалентный углеводороду

млн или объемная доля, %

Концентрация (с индексом компонента)

млн или объемная доля, %

Фоновая скорректированная концентрация

млнили объемная доля, %

Концентрация разбавляющего воздуха


-

Коэффициент разбавления


-

Лабораторный атмосферный коэффициент


-

Удельный коэффициент топлива, используемый для расчета влажного состояния по сухому состоянию


кг/ч

Массовый расход воздуха на впуске во влажном состоянии


кг/ч

Массовый расход воздуха на впуске в сухом состоянии


кг/ч

Расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии

кг/ч

Эквивалентный массовый расход разбавленных отработавших газов во влажном состоянии


кг/ч

Массовый расход отработавших газов во влажном состоянии


кг/ч

Массовый расход топлива


кг/ч

Массовый расход разбавленных отработавших газов во влажном состоянии

г/кг

Исходная абсолютная влажность 10,71 г/кг для расчета NO и поправочных коэффициентов на конкретную влажность


г/ кг

Абсолютная влажность воздуха на выпуске


г/ кг

Абсолютная влажность разбавляющего воздуха


-

Нижний индекс, обозначающий -й режим


-

Поправочный коэффициент на влажность для NO


-

Поправочный коэффициент на влажность для вредных частиц

-

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для воздуха на впуске

-

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавляющего воздуха

-

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавленных отработавших газов

-

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для первичных отработавших газов


%

Крутящий момент в процентах максимального крутящего момента

г/ч

Массовый расход (интенсивность потока). Указанное обозначение используется в качестве нижнего индекса

кг

Масса пробы разбавляющего воздуха, прошедшей через фильтры для отбора проб вредных частиц

кг

Масса пробы разбавленных отработавших газов, прошедшей через фильтры для отбора проб вредных частиц


мг

Отобранная масса пробы вредных частиц в разбавляющем воздухе


мг

Отобранная масса пробы вредных частиц


кПа

Давление насыщенного пара при испытаниях (ИСО 3046-1 [1]: )

кПа

Полное барометрическое давление (ИСО 3046-1 [1]:

- полное барометрическое давление при местных окружающих условиях; - полное барометрическое давление при испытаниях)


кПа

Давление насыщения пара разбавляющего воздуха


кПа

Сухое атмосферное давление

кВт

Мощность без поправки на торможение

кВт

Общая мощность, поглощаемая вспомогательным оборудованием, установленным для проведения испытания, которое не требуется в соответствии с 2.8


кВт

Максимальная мощность (приложение А)


кВт

Мощность, измеренная в различных режимах испытания


-

Коэффициент разбавления

-

Отношение площадей поперечного сечения изокинетического пробоотборника и выпускной трубы


%

Относительная влажность воздуха на впуске


%

Относительная влажность разбавляющего воздуха


-

Коэффициент чувствительности FID


кВт

Мощность, определяемая на динамометрическом стенде


К

Абсолютная температура воздуха на впуске


К

Абсолютная точка росы


К

Температура воздуха промежуточного охлаждения


К

Исходная температура [воздуха, поступающего в зону горения 298 К (25 °С)]


К

Исходная температура воздуха промежуточного охлаждения


м

Объемный расход воздуха на впуске в сухом состоянии


м

Объемный расход воздуха на впуске во влажном состоянии

м

Объем пробы разбавляющего воздуха, прошедшего через фильтры отбора проб вредных частиц


м

Объемный расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии


м

Объемный эквивалентный расход разбавленного отработавшего газа во влажном состоянии


м

Объемный расход отработавших газов в сухом состоянии


м

Объемный расход отработавших газов во влажном состоянии

м

Объем пробы, прошедшей через фильтры отбора проб вредных частиц


м

Объемный расход разбавленных отработавших газов во влажном состоянии

-

Теоретический коэффициент весомости режима


-

Фактический коэффициент весомости режима

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs