Р 52.24.581-97
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
СПЕЦИАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
В РАЙОНАХ РАЗВИТИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И СОПУТСТВУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
Дата введения 1999-04-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАНЫ Гидрохимическим институтом Росгидромета
2 РАЗРАБОТЧИКИ А.М.Никаноров, д-р геол.-мин. наук (руководитель разработки); А.Г.Страдомская, д-р хим. наук; В.М.Иваник, канд. геогр. наук
3 УТВЕРЖДЕНЫ Гидрохимическим институтом Росгидромета
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ ЦКБ ГМП 18.09.97 за N Р 52.24.581-97
5 РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ
ВВЕДЕНИЕ
Высокий уровень загрязнения большого числа регионов токсичными соединениями приводит, а в ряде случаев уже привел к возникновению необратимых изменений наземных и водных экосистем. Последнее явилось основанием для выделения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (статьи 58 и 59) территорий, классифицируемых как зоны экологического кризиса и экологического бедствия. Оценка их проводится в соответствии с разработанным в 1992 г. Минприроды совместно с Миннауки, Минздравом РФ, Росгидрометом и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации основополагающим руководящим документом "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия". Практический опыт показывает, что значительная часть территорий характеризуется напряженной экологической обстановкой (зоны экологического риска); в результате хозяйственной деятельности происходят негативные изменения в природной среде, влияющие на здоровье населения, снижение продуктивности и устойчивости природных экосистем.
В настоящее время в условиях жесткого дефицита бюджета и необходимости обоснованного вложения средств на решение приоритетных экологических проблем особенно острым является выявление регионов с сильно нарушенными природными комплексами, наиболее экологически опасных промышленных объектов и создание перечня приоритетных химических веществ, загрязняющих объекты природной среды и влияющих на здоровье населения.
Должная информация о состоянии природной среды в таких районах и нормативно-техническая документация их обследования отсутствуют.
В связи с этим требуется разработка новых, отличных от режимного подходов в организации и проведении локального мониторинга на территориях с высоким уровнем длительного хронического загрязнения, учитывающих специфику отдельных техногенных источников, и подготовка руководящих документов по их реализации.
Угледобывающая промышленность относится к числу одной из основных отраслей хозяйственной деятельности человека, развитие которой сопровождается негативным воздействием на здоровье человека и нарушением экологического состояния природной среды. На территории Российской Федерации насчитывается около 30 угледобывающих районов, где одновременно часто развиваются топливно-энергетические и химико-металлургические комплексы.
Большая мощность производственных объектов, зачастую находящихся друг от друга на значительном расстоянии, многочисленность используемых технологий и источников загрязнения, широкий набор содержащихся в них загрязняющих, в том числе токсичных, соединений (бенз(а)пирен и другие полициклические ароматические углеводороды, каменноугольные смолы, кадмий, свинец, ртуть, мышьяк и другие тяжелые металлы, сернистые соединения, а также нефтепродукты, фенолы, цианиды, сульфаты, хлориды, взвешенные вещества и т.д., включая вещества I-II класса опасности [26]), приводят к интенсивному загрязнению объектов природной среды на обширных территориях.
В то же время существующая система наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, почв, природных вод позволяет контролировать содержание лишь незначительной доли токсикантов, зачастую не учитывающих специфику данного вида техногенного воздействия.
Поэтому для получения информации, адекватно отражающей реальное состояние объектов природной среды в районах добычи, переработки и использования каменного угля, необходимо проведение комплексных специальных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, почв и природных вод, позволяющих выявить зоны интенсивного антропогенного влияния, оценить статус их экологического неблагополучия (зоны экологического риска, экологического кризиса, экологического бедствия) с целью принятия целенаправленных природоохранных мер по оздоровлению этих территорий.
В настоящих рекомендациях предлагаются методико-методологические основы организации и функционирования локального мониторинга за загрязнением объектов природной среды в районах развития угледобывающей промышленности и производств, использующих каменный уголь в качестве сырья или энергетического топлива.
При разработке рекомендаций использованы основные принципы и положения, изложенные в руководящих документах [1-4], стандартах, указанных в разделе 2 по организации и проведению режимного мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных вод суши и почв, а также библиографические источники [5-40].