УТВЕРЖДЕНО
Министерством природных
ресурсов Российской Федерации
30 ноября 1992 года
КРИТЕРИИ
оценки экологической обстановки
территорий для выявления зон чрезвычайной
экологической ситуации и зон экологического бедствия
В обсуждении критериев принимали участие представители следующих министерств и ведомств:
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ:
Рыбальский Н.Г., д.б.н., заместитель Министра;
Главное научно-техническое управление: Морозов Н.П., к.г.-м.н., зам. начальника; Кузьмич В.Н., к.б.н., зам. начальника; Буянов М.И., к.т.н., зам. нач. отдела; Денисова Н.И., гл. спец.; Казанцева О.Ф., к.б.н., гл. спец.; Черняк С.М., к.х.н., гл. спец.;
Управление экологической безопасности и нормирования: Лысцов В.Н., к.ф.-м.н., зам. начальника управления; Колышкин А.Е., к.м.н., гл. спец.; Цитцер О.Ю., гл. спец.;
Главное управление организации экологического контроля и анализа: Лубяко В.А., зам. нач. управления; Лаппо Т.В., гл. спец.;
Государственный экспертный совет по экологии и природным ресурсам: Кябби М.Э., д.э.н., зам. председателя;
Управление охраны почв и земельных ресурсов: Матвеев Ю.М., к.б.н., нач. отдела; Шептухов В.Н., к.с.-х.н., нач. отдела; Платонов И.Г., к.с.-х.н., гл. спец.;
Центральная специализированная инспекция: Нейман Е.Я., д.т.н., зам. нач. отдела; Пономарева А.С., нач. отдела;
ВНИИприрода: Орлов В.А., к.б.н.; Санкин В.В., д.б.н.;
Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
Гладышев П.Н., гл. спец.; Ин-т глобал. климата и экологии: Абакумов В.А., д.б.н.; Верещака А.В., к.б.н.; Володкович Ю.Л., к.б.н.; Корсак М.Н., к.б.н.; Назаров И.М., д.ф.-м.н.; Панов Г.В., к.б.н.; Фридман Ш.Д., д.ф.-м.н.; Цыбань А.В., д.б.н.; Гидрохимический ин-т: Страдомская А.Г., д.х.н.; Гос. ин-т океанографии: Афанасьева Н.А., к.х.н.;
Комитет по геодезии и картографии: Нефедова Е.А., вед. редактор;
Комитет по водным ресурсам: Абросимова В.С., гл. спец.;
Комитет по лесу: Одинцов Д.И., зам. председателя; Павлинов Н.П., зам. нач. Гл. управления;
Министерство науки высшей школы и технической политики РФ:
Новиков А.М., нач. управления; Грацианский Е.В., зам. нач. управления; Виноградов В.Г., зам. нач. отдела;
Министерство здравоохранения РФ: Ширяева Е.С., глав. спец.;
Главное управление медико-биологических и экстремальных проблем: Тетерин В.А., нач. сектора; Киселев В.В., гл. спец.; Захаров В.М., спец. 1 кат.;
Научно-исследовательские институты Минздрава РФ:
Абросимова Ю.Е., к.б.н., Ин-т гигиены детей и подростков; Барышников И.И., д.м.н., НИИ гигиены и профпатол. ГУ медико-биол. и экстремал. пробл.; Буштуева К.А., д.м.н., Центральный ин-т усовершенств. врачей; Вельтищев Ю.Е., д.м.н., акад. РАМН, Ин-т педиатрии и детск. хирургии; Максимова Т.М., к.м.н., Ин-т соц. гигиены, эконом. и управл. здравоохран. им.Семашко; Мусийчук Ю.И., д.м.н., НИИ гигиены и профпатол. ГУ медико-биол. и экстремал. проблем; Прокопенко Ю.И., д.м.н., ВНИЦ профилактической медицины, Прусаков В.М., д.м.н., Ангарск. фил. Ин-та биофизики ГУ медико-биол. и экстрем. пробл.; Романенко Н.А., чл.-корр. АЕН РФ, д.м.н., Ин-т тропич. медиц. и медиц. паразитологии им.Марциновского; Филиппов В.Л., д.м.н., НИИ гигиены и профпатол. ГУ медико-биол. и экстремал. проблем;
Российская академия медицинских наук:
Двойрин В.В., д.м.н., Онкологич. науч. центр; Кирбасова Н.П., д.м.н., Рос. научно-исслед. Центр перинатологии, акушерства и гинекологии; Пинигин М.А., д.м.н., Ин-т экологии человека и гигиены им. А.Н.Сысина; Пономарева Л.П., д.м.н., Рос. науч.-исслед. Центр перинатологии, акушерства и гинекологии; Рахманин Ю.А., д.м.н., акад. АЕН РФ, Ин-т экологии человека и гигиены им.А.Н.Сысина; Талаева Ю.Г., д.м.н., Ин-т экологии человека и гигиены им.А.Н.Сысина;
Государственный комитет санитарного и эпидемиологического надзора при Президенте РФ:
Глазкова М.Ф., гл. спец.; НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции: Ревазова Ю.А., д.б.н.;
Министерство сельского хозяйства РФ:
Конарыгин В.С., зам. нач. упр.; Центральный НИИ агрохим. обслуж. с/х: Кузнецов А.В., к.б.н.; Рос. НТЦ по чрезвыч. ситуац. в агропром. компл.: Останина А.В.;
Комитет по рыбному хозяйству при Минсельхозе РФ:
Черникова О.А., зам. нач. отдела; Зимина Н.К., вед. спец. Ихтиол. комиссия; Дубинина В.Г., к.г.н.; Азовский НИИ Рыбн. хозяйства: Семенов А.Д., акад. АЕН РФ; ВНИИ рыбн. хозяйства и океанографии: Соколова С.А., к.б.н.
Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ:
Бочков В.К., вед. спец.;
Российская академия сельскохозяйственных наук:
Минашина Н.Г., д.с.-х.н.
Государственный комитет по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РФ:
Латыпов Е.М., гл. спец.;
Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте РФ:
Семенов Г.А., нач. сект.;
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации при Президенте РФ:
НИИ стандартизации общесистемных технологий: Ческис А.Б., д.м.-б.н.;
Комитет по геологии и использованию недр при Правительстве РФ:
Гольдберг В.М., д.г.-м.н., ВНИИ гидрогеологии и инженерной геологии; Сидоров В.А., к.т.н., Ин-т геологии и разработки горючих ископаемых; Шеко А.И., ВНИИ гидрогеологии и инженерной геологии;
Российская академия наук:
Алимов А.Ф., чл.корр. РАН, Зоологич. ин-т: Ананьева Н.Д., к.б.н., Ин-т почвовед. и фотосинтеза; Башкин В.Н., д.б.н., Ин-т почвовед. и фотосинтеза; Виноградов Б.В., д.б.н., Ин-т эволюц. морфолог. и экол. животных им.Северцова; Глазовский Н.Ф., д.г.н., Ин-т географии; Ермаков В.В., д.б.н., Геолого-химич. ин-т; Журавлев Ю.И., акад., ВЦ РАН; Иванова М.Б., д.б.н., Зоол. ин-т; Кочуров Б.И., к.г.н., Ин-т географии; Назаревский Н.В., Ин-т географии; Ревич Б.А., д.м.н., Ин-т проблем занятости; Романкевич Е.В., д.б.н., Ин-т океанологии; Шакин В.В., к.ф.-м.н., Вычислительный центр;
Московский государственный университет:
Белякова Т.М., к.г.н., Березин П.Н., к.б.н.; Карпачевский Л.О., д.б.н.; Кондрин А.Т., к.г.н.; Косарев А.Н., д.г.н.; Полякова А.В., к.г.н.; Филенко О.Ф., д.б.н.;
Т.О.О. "Математика и экология": Шмерлинг Д.С., к.ф.-м.н.
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел VIII "Чрезвычайные экологические ситуации") установлено, что "участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных", объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации (статья 58) и "участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны", объявляются зонами экологического бедствия (статья 59).
В порядке реализации положений Закона Правительство Российской Федерации распоряжением от 5 апреля 1992 года N 659-р (пункт 3) поручило Минэкологии России совместно с Миннауки России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации разработать научно обоснованные критерии выделения территории, объявляемой зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия.
Во исполнение этого распоряжения Минприроды (Минэкологии) России подготовило документ для оценки состояния территорий по выявлению зон экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций, возникших в результате антропогенного воздействия. В документе не рассматриваются стихийные бедствия (землетрясения, сели, цунами и др.), аварийные ситуации (взрывы, разливы нефти, пожары и т.д.), геохимические аномалии, природно-очаговые заболевания, а также факторы воздействия на здоровье человека как электромагнитное излучение, вибрации и шумы.
Настоящий документ предназначается для следующих лиц и организаций:
- органов управления на местах;
- территориальных комитетов по охране природы;
- специализированных организаций и лиц, привлекаемых к работе по оценке экологического состояния территорий;
- Государственной экологической экспертизы;
- заинтересованных министерств и ведомств;
- лиц, принимающих решения.
В документе предусмотрен единый подход, позволяющий классифицировать обследуемые территории по степени экологического неблагополучия, и определен порядок поэтапного проведения оценки экологического состояния территории (ОЭСТ).
На первом этапе (оперативно-диагностическом) администрации республик, краев, областей совместно с местными Советами народных депутатов, природоохранными органами, организациями Минздрава и Госкомсанэпиднадзора, а также общественными организациями проводят обследование и подготавливают документацию по ОЭСТ. Результаты обработки представляются в Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ). Наряду с материалами медицинского и экологического обследования территории в ГЭЭ должна быть представлена программа неотложных мер по нормализации обстановки с социально-экономическим обоснованием. Экологическое обследование территории может проводиться только по поручению территориальных комитетов по охране природы.
На втором этапе (экспертном) Государственная экологическая экспертиза рассматривает полученные документы. При необходимости ГЭЭ может затребовать с мест исходные и другие материалы, а также проведение дополнительного экологического обследования территории. В итоге второго этапа ГЭЭ дает соответствующее заключение о признании (или непризнании) экологически неблагополучных территорий зонами экологического бедствия (ст.59) или чрезвычайной экологической ситуации (ст.58).
Объявление отдельных территорий зонами экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации производится в установленном законом порядке.
Данный документ следует рассматривать как временный, рекомендуемые критерии требуют апробации.
Выявление зон экологического бедствия и зон чрезвычайных экологических ситуаций на основании предложенных критериев проводится с целью определения источников и факторов ухудшения экологической обстановки и разработки обоснованной программы неотложных мер по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия на обследуемой территории.
Экологическая обстановка может классифицироваться по возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом:
1. относительно удовлетворительная;
2. напряженная;
3. критическая;
4. кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации);
5. катастрофическая (или зона экологического бедствия).
В данном документе предложены критерии для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
Согласно ст.58 и ст.59 "Закона об охране окружающей среды", оценка степени экологического неблагополучия территорий (акваторий) проводится по следующим признакам (табл.1.1).
Таблица 1.1
Признаки территорий крайних степеней
экологического неблагополучия
Положения | Степень экологического неблагополучия | |
Экологическое бедствие ст.59 | Экологический кризис ст.58 | |
Окружающая природная среда | Глубокие необратимые изменения | Устойчивые отрицательные изменения |
Здоровье населения | Существенное ухудшение здоровья населения | Угроза здоровью населения |
Естественные экосистемы | Разрушение естественных экосистем (нарушение природного равновесия, деградация флоры и фауны, потеря генофонда) | Устойчивые отрицательные изменения состояния естеств. экосистем (уменьшение видового разнообразия, исчезновение отдельных |
Глубокие необратимые изменения должны рассматриваться за относительно короткий исторический срок - не менее продолжительности жизни одного поколения людей.